Хотите писать лучше? Очищайте речь от паразитов!

 

Здравствуйте, коллега.

Сегодня мы поговорим о болезни, которой (в разной степени) подвержены большинство авторов. Скорее, даже абсолютное.

Это — вычурное, неживое, канцелярское построение языка.

 

Проблема эта столь глобальна, что практически каждому нужно выдавливать из себя раба чистить свою речь. К примеру, какие-то канцеляризмы  проскакивают и у меня.

Разница в том, что многие с этим совершенно не борются — потому как не видят.

По моим наблюдениям, проблема эта больше присуща авторам, пришедшим из «неписательских» профессий.

Филологи всё-таки лучше чувствуют язык (в большинстве своем).

С журналистами же ситуация двоякая: в газете их тексты вычитывает корректор + в региональных газетах далеко не все пишут хорошо + есть деловые издания, где официальность граничит с официозом. Даже мне пришлось после газеты немного поработать над речью — мы писали в несколько отстраненном, новостном стиле (еще и по-украински).

Но если человек не писал ничего, кроме школьных сочинений и институтских конспектов, это в 90% случаев оборачивается проблемами. Канцеляризмы — только один «цветок» из этого букета.

Впрочем, я и не думаю обижать коллег. Многие могут выписаться, научиться строить речь, отшлифовать ее — было бы что шлифовать.

И было бы желание.

А первым делом нужно решительно атаковать канцеляризмы.

 

Ловите их, ловите

 

Некоторые слова можно просто выловить из речи и убрать (либо заменить). Здесь нет ничего сложного, кроме умения и желания отслеживать.

Навскидку мне приходят четыре слова, которые очень нравятся коллегам:

 

— Является

Слово из научной и деловой речи. А также из английского языка («is»). Но совершенно ненужно в текстах для людей и рекламных.

Шторы являются неотъемлемой частью интерьера.

Почему бы не сказать просто:

Шторы — неотъемлемая часть интерьера.

Хотя лучше эту фразу вообще убрать — штамп.

 

— Данный

Почему-то меня это слово прямо злит. Хотя со мной не соглашается Наталья Карья, да и Денис Каплунов это слово часто использует.

Я иногда использую слово «данный» в 2-3 фразах: «в данном случае», «на данном этапе». Хотя и с этим борюсь — куда лучше «в этом случае», «на этом этапе».

Но уж точно я никогда не скажу: «данный копирайтер», «данная задача», «данный казус». Это не уроки математики, где что-то дано в задаче. И не протокол следствия: «потом гражданин Н вышел из данной квартиры…»

 

— Текущий

А от этого слова становится смешно.

В связи с непрофессиональной организацией работы интернет магазина, мы заменяем текущего управляющего на официальную организацию.

Очень понравилось сравнение от Игоря Мосина:

Почему не «ползущего» или «носом землю роющего»? 

Всё течет и вытекает, не так ли? 🙂

 

— Настоящий (в значениях: нынешний или этот)

В настоящее время недопитие водки лицами несовершеннолетнего возраста обуславливается чрезвычайно высокой возбудимостью при откупоривании бутылки данного алкогольного напитка, что является причиной быстрого опьянения.

Другой вариант:

Настоящим текстом я подтверждаю свою классификацию копирайтера.

 

Вместо «настоящего» текста (как и «данного» с «текущим») можно сказать просто «этим». А вместо «в настоящее время» — «в наше время». Хотя, опять же, такое начало — штамп, которого лучше вообще избегать.

И кстати, поговорим немного о штампахх:

 

Вот так начало

 

Тема первых фраз для текстов уже очень заезжена, но я вставлю свои пять копеек.

Наверное, большая часть текстов в свободной продаже ТекстСейла начинается с трех штампов:

«В настоящее время»

«Ни для кого не секрет, что»

«XXXявляется очень важной в жизни каждого YYY»

Знаете, где похожая ситуация? В инфобизнесе. Когда автор, далекий от творчества, пишет свой первый одностраничник, то после шаблонного заголовка и приветствия идет что-то типа:

Ни для кого не секрет, что в настоящее время компьютерная грамотность является неотъемлемой частью профессиональных знаний практически в любой области.

(Во как — сразу три штампа объединил :)).

Начинающие авторы бирж обычно очень напоминают по стилю начинающих инфобизнесменов. Правда, вторым простительно — пишут для себя, а первые вроде как собираются творить на заказ…

Впрочем, это уже другая проблема.

 

О кухонных помещениях

 

Ну и еще один пример — то, как канцелярский подход может убить любой текст.

Мы всегда в первую очередь задумываемся о будущем дизайне своего жилища, когда собираемся создать теплый, домашний очаг. Ничто так не помогает нам, как наши мечты и желания. Именно отталкиваясь от них мы понимаем, что нужно именно в нашей ситуации и каким бы мы хотели видеть свой новый интерьер. Особое внимание и правильный подход нужно уделить кухонному помещению, которое в большей степени является "лицом" нашей квартиры и конечно же, хозяйки.

 

Почему бы не сказать просто «кухня»?))

На эту тему можно говорить бесконечно долго и очень интересно. Но если вы хотите писать для людей  — с этим нужно что-то делать.

Ваш тренер Трубадур

The following two tabs change content below.
Сергей Трубадур
Копирайтер-маркетолог, руководитель Школы продающих текстов, основатель проекта