Здравствуйте, коллега.
Сегодня мы поговорим о болезни, которой (в разной степени) подвержены большинство авторов. Скорее, даже абсолютное.
Это — вычурное, неживое, канцелярское построение языка.
Проблема эта столь глобальна, что практически каждому нужно выдавливать из себя раба чистить свою речь. К примеру, какие-то канцеляризмы проскакивают и у меня.
Разница в том, что многие с этим совершенно не борются — потому как не видят.
По моим наблюдениям, проблема эта больше присуща авторам, пришедшим из «неписательских» профессий.
Филологи всё-таки лучше чувствуют язык (в большинстве своем).
С журналистами же ситуация двоякая: в газете их тексты вычитывает корректор + в региональных газетах далеко не все пишут хорошо + есть деловые издания, где официальность граничит с официозом. Даже мне пришлось после газеты немного поработать над речью — мы писали в несколько отстраненном, новостном стиле (еще и по-украински).
Но если человек не писал ничего, кроме школьных сочинений и институтских конспектов, это в 90% случаев оборачивается проблемами. Канцеляризмы — только один «цветок» из этого букета.
Впрочем, я и не думаю обижать коллег. Многие могут выписаться, научиться строить речь, отшлифовать ее — было бы что шлифовать.
И было бы желание.
А первым делом нужно решительно атаковать канцеляризмы.
Ловите их, ловите
Некоторые слова можно просто выловить из речи и убрать (либо заменить). Здесь нет ничего сложного, кроме умения и желания отслеживать.
Навскидку мне приходят четыре слова, которые очень нравятся коллегам:
— Является
Слово из научной и деловой речи. А также из английского языка («is»). Но совершенно ненужно в текстах для людей и рекламных.
Шторы являются неотъемлемой частью интерьера.
Почему бы не сказать просто:
Шторы — неотъемлемая часть интерьера.
Хотя лучше эту фразу вообще убрать — штамп.
— Данный
Почему-то меня это слово прямо злит. Хотя со мной не соглашается Наталья Карья, да и Денис Каплунов это слово часто использует.
Я иногда использую слово «данный» в 2-3 фразах: «в данном случае», «на данном этапе». Хотя и с этим борюсь — куда лучше «в этом случае», «на этом этапе».
Но уж точно я никогда не скажу: «данный копирайтер», «данная задача», «данный казус». Это не уроки математики, где что-то дано в задаче. И не протокол следствия: «потом гражданин Н вышел из данной квартиры…»
— Текущий
А от этого слова становится смешно.
В связи с непрофессиональной организацией работы интернет магазина, мы заменяем текущего управляющего на официальную организацию.
Очень понравилось сравнение от Игоря Мосина:
Почему не «ползущего» или «носом землю роющего»?
Всё течет и вытекает, не так ли? 🙂
— Настоящий (в значениях: нынешний или этот)
В настоящее время недопитие водки лицами несовершеннолетнего возраста обуславливается чрезвычайно высокой возбудимостью при откупоривании бутылки данного алкогольного напитка, что является причиной быстрого опьянения.
Другой вариант:
Настоящим текстом я подтверждаю свою классификацию копирайтера.
Вместо «настоящего» текста (как и «данного» с «текущим») можно сказать просто «этим». А вместо «в настоящее время» — «в наше время». Хотя, опять же, такое начало — штамп, которого лучше вообще избегать.
И кстати, поговорим немного о штампахх:
Вот так начало
Тема первых фраз для текстов уже очень заезжена, но я вставлю свои пять копеек.
Наверное, большая часть текстов в свободной продаже ТекстСейла начинается с трех штампов:
«В настоящее время»
«Ни для кого не секрет, что»
«XXXявляется очень важной в жизни каждого YYY»
Знаете, где похожая ситуация? В инфобизнесе. Когда автор, далекий от творчества, пишет свой первый одностраничник, то после шаблонного заголовка и приветствия идет что-то типа:
Ни для кого не секрет, что в настоящее время компьютерная грамотность является неотъемлемой частью профессиональных знаний практически в любой области.
(Во как — сразу три штампа объединил :)).
Начинающие авторы бирж обычно очень напоминают по стилю начинающих инфобизнесменов. Правда, вторым простительно — пишут для себя, а первые вроде как собираются творить на заказ…
Впрочем, это уже другая проблема.
О кухонных помещениях
Ну и еще один пример — то, как канцелярский подход может убить любой текст.
Мы всегда в первую очередь задумываемся о будущем дизайне своего жилища, когда собираемся создать теплый, домашний очаг. Ничто так не помогает нам, как наши мечты и желания. Именно отталкиваясь от них мы понимаем, что нужно именно в нашей ситуации и каким бы мы хотели видеть свой новый интерьер. Особое внимание и правильный подход нужно уделить кухонному помещению, которое в большей степени является "лицом" нашей квартиры и конечно же, хозяйки.
Почему бы не сказать просто «кухня»?))
На эту тему можно говорить бесконечно долго и очень интересно. Но если вы хотите писать для людей — с этим нужно что-то делать.
Ваш тренер Трубадур
Что еще написал Сергей Трубадур (Посмотреть все)
- Школа переехала - 02/07/2015
- Чему меня научил свой бизнес - 06/04/2015
- Реорганизация Школы Трубадура (!) - 23/03/2015
- Самозванцы в веб-копирайтинге - 17/03/2015