Добрый день, коллега.
Сегодня для разрядки предлагаю вам поговорить о профессиях копирайтеров. С одним уточнением: о тех профессиях, с которыми мы пришли на рынок.
Что греха таить — людей с профильным образованием в нашей теме довольно мало. Но это не мешает копирайтерам писать хорошие продажники.
Название для этой статьи я позаимствовал у коллеги Татьяны Осиповой. Раньше она вела блог «Самозванцы копирайтинга», название для которого родилось из того же: покажите на нашем рынке дипломированного рекламиста. Есть такие? Раз, два и обчелся :).
При этом факультетов рекламы в крупных городах вроде бы хватает. Но, видимо, их выпускники в веб-копирайтинг не идут.
Полагаю, что дипломированные рекламисты, пиар-специалисты и маркетологи работают по специальности чаще в офлайне. Вероятно, именно они наполняют рекламные агентства типа BBDO, создающие «большую» рекламу.
Ну а во фрилансе — «самозванец» на «самозванце» :).
От пианиста до юриста
Молодой «дедушка» веб-копирайтинга Дмитрий Кот по основному образованию — медик. Правда, второй диплом ближе к теме (маркетинг).
Автор книг-бестселлеров Денис Каплунов — юрист и экономист.
Юридическое образование имеют и первый копирайтер-инфобизнесмен Рунета Павел Берестнев, и хорошо вам известная Юлия Волкодав (специалист по уголовному праву :)).
Вообще, гуманитариев немало. Копирайтер Агентства Трубадура Анна Мотрич и наш выпускник Александр Гридасов — социологи.
Наталья Карья — менеджер по туризму. Анастасия Кошкина — учитель информатики. Мой копирайтер и младший тренер Наталия Гугленко — музыкант (пианист) и экономист. Артур Грант — милиционер-оперативник (!). А Павел Давыдов был моряком (по второму образованию — экономист и банкир)…
Теперь к технарям. Их тоже хватает :).
Прорывной Александр Чайковский — инженер-механик низкотемпературной техники (во как!). Специальность Даниила Шардакова — «Радиоэлектронная защита информации». Виктор Орлов — нефтяник.
Сам я — инженер-строитель («Городское строительство и хозяйство»). Тот же ВУЗ закончила и еще один копирайтер моего агентства Алена Исаева, причем по очень сложной специальности — архитектор.
И этот список можно продолжать и продолжать.
Так нужно ли высшее образование веб-копирайтеру?
Как видите, у известных на рынке копирайтеров специального образования почти не найти. Правда, некоторые имели дело с продажами до старта на этом рынке (например, Денис Каплунов продавал банковские продукты). Но таких — меньшинство.
С другой стороны, высшее образование часто дает 80% «воды» и даже «мусора» — того, что никогда для работы не пригодится.
Когда я проходил школу молодого журналиста, наш преподаватель говаривал, что за неделю таких курсов дают больше практических навыков, чем за 5 лет ВУЗа. Что-то похожее находил и в откровениях выпускников факультетов рекламы.
Конечно, если у вас есть такое образование, то только поможет в вашем личном продвижении — используйте этот факт как инструмент убеждения, и сможете легко выделиться среди «самозванцев» :).
Но если корочки нет, то совершенно не беда. Вы сами себе продавец на этом рынке, и клиенты будут смотреть только на ваши навыки убеждения, портфолио и отзывы.
А о журналистах забыли?
Нет, не забыли :). Просто разговор шел о продающих текстах.
Дипломированные журналисты (как и филологи) нередко приходят на рынок текстов.
Конечно, для веб-райтинга, а особенно для веб-журналистики, такое образование будет ценным, а то и бесценным. Например, тренер по глянцу Наталья Жилякова — дипломированный журналист, подкрепивший свой диплом большой практикой.
Но для продающих текстов это не дает особых преимуществ, кроме уверенного обращения с письменной речью. А иногда даже мешает.
Ведь после статей и мне пришлось переучиваться, чтобы писать продажники. Ведь в них другая структура текста, другое построение речи и совсем другие задачи.
Эксперты в тренде
Коль уж мы упомянули веб-райтинг, то захватим еще один важный момент — экспертность автора в той профессии, из которой он пришел в тексты.
В последнее время нередко встречаю мнение заказчиков (из среды оптимизаторов) о том, что надо заменять универсальных веб-райтеров на обученных писать экспертов.
Например, нужны медицинские статьи — подключаем медика. Юридические — юриста. О психологии пусть пишет психолог.
И только такие экспертные статьи будут действительно авторскими, а не очередной переработкой.
Это очень перекликается с тем, что я говорю уже много лет: специализация — очень сильный момент для веб-райтера.
В продающих же текстах такая специализация пока не требуется. Ведь грамотный маркетинговый анализ можно провести по данным из брифа, не будучи большим экспертом в теме.
Однако и в продающих текстах экспертность может помочь вам:
— знание темы — это знание продукта и целевой аудитории
— работа над текстом будет идти легче (меньше времени на погружение в тему)
— на выходе получаем более «прицельный» текст
— при желании и веб-копирайтер может специализироваться по конкретной теме
И в будущем, с ростом конкуренции в продающих текстах, это станет даже необходимостью, что уже наблюдаем в статьях.
В общем, даже непрофильное образование обычно не мешает ни веб-райтеру, ни веб-копирайтеру.
А вы, коллега, кто по образованию? 🙂
Ваш тренер Трубадур
Что еще написал Сергей Трубадур (Посмотреть все)
- Школа переехала - 02/07/2015
- Чему меня научил свой бизнес - 06/04/2015
- Реорганизация Школы Трубадура (!) - 23/03/2015
- Самозванцы в веб-копирайтинге - 17/03/2015