Веб-райтинг и журналистика

Добрый день, коллега.

Работая над новым курсом «Статейный мастер» (который, кстати, пока еще доступен со скидкой), я постарался обогатить типологию статей.

Веб-райтинг может быть богатым. Если не работать хаотично или по одному заведенному шаблону.

 

Что имеем

Мы уже освещали эту тему в блоге Школы, поэтому остановлюсь очень кратко.

Большинство веб-райтеров работает как придется, а это «как придется» сводится к хаотичному перечислению фактов по теме (рерайтинг). Ни вступления, ни логики изложения, ни вывода. Даже заголовка часто нет.

Это особенно присуще новичкам. Разбирая консультации, в 70% случаев мы сталкивались с именно таким построением статей.

Конечно, некоторые авторы приходят на консультацию, уже умея писать полноценные статьи, а не просто тексты. Другие приходят к пониманию статейной структры интуитивно (и заслуживают за это комплимента :)). Но основную массу отличает именно этот, рерайтерский подход — бессистемность.

Раньше мы отсылали их к «Формуле текста для людей». Теперь мы предлагаем «Формулу» с новым «Статейным мастером», значительно расширившим понимание статьи.

В этом курсе мы даем не просто структуру статьи, набор конкретных шаблонов под разные типы задач.

И помочь в этом может некоторое приобщение к журналистике.

 

 

Разница между веб-райтингом и веб-журналистикой

На Сёрче веб-райтеров называют иногда не только «копирайтерами», но и «журналистами». Правда, каждый вкладывает в это понятие что-то свое — кто-то ищет копипастера, а кто-то именно офлайн-журналиста.

Журналистами же называют себя некоторые бывалые коллеги-райтеры.

На самом деле журналистика есть журналистика, хоть в онлайне, хоть офлайне. Она подразумевает общение.

В новостной журналистике, где я работал, автор даже не должен высказывать свое мнение — со слов источников информации он пишет материал и приводит разные мнения экспертов.

В аналитической журналистике (например, в политических изданиях) автор сам выступает экспертом. Но, как правило, всё равно общается с источниками, добывая информацию.

В веб-райтинге этого, как правило, нет. Конечно, некоторые райтеры, стараясь сделать статью более интересной и компетентной, могут подключить знакомых в качестве экспертов. Но чаще речь идет о переработке информации из других статей с добавлением собственных знаний.

Чем менее глубокая эта переработка, тем ближе это к банальному рерайтингу. И это, кстати, одна из причин, по которым мы ратуем за нишевание — если вы пишете на хорошо знакомую вам тему, и статья получится более авторской, оригинальной и компетентной.

(А так получается, что большая часть информации по любой из тем — перепевки 3-4 старых хороших авторских статей.)

 

 

Чем же журналистика может обогатить веб-райтинг?

В первую очередь — хотя бы действительно статейной, хорошо структурированной подачей материала.

Так просто сделать текст лучше, добавив в него заголовок, вруб, разбивку основной части статьи на логические блоки и вывод.

Во вторых, адаптацией журналистских жанров под веб-райтинг.

Да, скорее всего вы не будете писать полноценный репортаж, скажем, с выставки автомобилей. Но можно же написать репортаж о том, как вы испытываете какой-то новый сайт-сервис.

Вы не будете обзванивать источники информации, чтобы написать новость — но можете из скучных и скудных сообщений сделать яркую новостную статью по принципу перевернутой пирамиды.

Наконец, если вы отлично разбираетесь в какой-то теме, можете написать статью-прогноз, используя, кроме своего мнения, новости и комментарии на форумах экспертов.

Как результат, ваши статьи станут гораздо более интересными. И толковые заказчики это оценят.

 

И напоследок…

А знаете ли вы, что на самом деле статья, если верить журналистским классификациям — один из узких жанров аналитической журналистики?

В обиходе же это слово стало обозначением практически любого журналистского, а затем и веб-райтерского материала.

Впрочем, в той же терминологии даже нет понятия «новость». Только «заметка».

Вот так-то. Желаю вам писать только интересные и полезные материалы и заметки статьи и новости :).

 

Ваш тренер Трубадур

 

 

The following two tabs change content below.
Сергей Трубадур
Копирайтер-маркетолог, руководитель Школы продающих текстов, основатель проекта