Добрый день, коллега.
Работая над новым курсом «Статейный мастер» (который, кстати, пока еще доступен со скидкой), я постарался обогатить типологию статей.
Веб-райтинг может быть богатым. Если не работать хаотично или по одному заведенному шаблону.
Что имеем
Мы уже освещали эту тему в блоге Школы, поэтому остановлюсь очень кратко.
Большинство веб-райтеров работает как придется, а это «как придется» сводится к хаотичному перечислению фактов по теме (рерайтинг). Ни вступления, ни логики изложения, ни вывода. Даже заголовка часто нет.
Это особенно присуще новичкам. Разбирая консультации, в 70% случаев мы сталкивались с именно таким построением статей.
Конечно, некоторые авторы приходят на консультацию, уже умея писать полноценные статьи, а не просто тексты. Другие приходят к пониманию статейной структры интуитивно (и заслуживают за это комплимента :)). Но основную массу отличает именно этот, рерайтерский подход — бессистемность.
Раньше мы отсылали их к «Формуле текста для людей». Теперь мы предлагаем «Формулу» с новым «Статейным мастером», значительно расширившим понимание статьи.
В этом курсе мы даем не просто структуру статьи, набор конкретных шаблонов под разные типы задач.
И помочь в этом может некоторое приобщение к журналистике.
Разница между веб-райтингом и веб-журналистикой
На Сёрче веб-райтеров называют иногда не только «копирайтерами», но и «журналистами». Правда, каждый вкладывает в это понятие что-то свое — кто-то ищет копипастера, а кто-то именно офлайн-журналиста.
Журналистами же называют себя некоторые бывалые коллеги-райтеры.
На самом деле журналистика есть журналистика, хоть в онлайне, хоть офлайне. Она подразумевает общение.
В новостной журналистике, где я работал, автор даже не должен высказывать свое мнение — со слов источников информации он пишет материал и приводит разные мнения экспертов.
В аналитической журналистике (например, в политических изданиях) автор сам выступает экспертом. Но, как правило, всё равно общается с источниками, добывая информацию.
В веб-райтинге этого, как правило, нет. Конечно, некоторые райтеры, стараясь сделать статью более интересной и компетентной, могут подключить знакомых в качестве экспертов. Но чаще речь идет о переработке информации из других статей с добавлением собственных знаний.
Чем менее глубокая эта переработка, тем ближе это к банальному рерайтингу. И это, кстати, одна из причин, по которым мы ратуем за нишевание — если вы пишете на хорошо знакомую вам тему, и статья получится более авторской, оригинальной и компетентной.
(А так получается, что большая часть информации по любой из тем — перепевки 3-4 старых хороших авторских статей.)
Чем же журналистика может обогатить веб-райтинг?
В первую очередь — хотя бы действительно статейной, хорошо структурированной подачей материала.
Так просто сделать текст лучше, добавив в него заголовок, вруб, разбивку основной части статьи на логические блоки и вывод.
Во вторых, адаптацией журналистских жанров под веб-райтинг.
Да, скорее всего вы не будете писать полноценный репортаж, скажем, с выставки автомобилей. Но можно же написать репортаж о том, как вы испытываете какой-то новый сайт-сервис.
Вы не будете обзванивать источники информации, чтобы написать новость — но можете из скучных и скудных сообщений сделать яркую новостную статью по принципу перевернутой пирамиды.
Наконец, если вы отлично разбираетесь в какой-то теме, можете написать статью-прогноз, используя, кроме своего мнения, новости и комментарии на форумах экспертов.
Как результат, ваши статьи станут гораздо более интересными. И толковые заказчики это оценят.
И напоследок…
А знаете ли вы, что на самом деле статья, если верить журналистским классификациям — один из узких жанров аналитической журналистики?
В обиходе же это слово стало обозначением практически любого журналистского, а затем и веб-райтерского материала.
Впрочем, в той же терминологии даже нет понятия «новость». Только «заметка».
Вот так-то. Желаю вам писать только интересные и полезные материалы и заметки статьи и новости :).
Ваш тренер Трубадур
Что еще написал Сергей Трубадур (Посмотреть все)
- Школа переехала - 02/07/2015
- Чему меня научил свой бизнес - 06/04/2015
- Реорганизация Школы Трубадура (!) - 23/03/2015
- Самозванцы в веб-копирайтинге - 17/03/2015