Добрый день, коллега.
В сегодняшней статье я поделюсь с вами той системой форматирования (оформления) текстов, которую сам использую.
Так оказалось, что в моей Школе нет ни одной статьи об этом. Исправляю досадное упущение :).
О важности форматирования говорить не приходится:
Оформление веб-текста — это краеугольный камень его эффективности
Ведь какой толк даже с хорошего текста, если его не смогут/не захотят читать?
Конечно, в чём-то я слишком категоричен. Если информация очень интересная и нужная читателю, иногда он может читать всё, не обращая внимания на форму.
Но, как правило, пользователь Интернета избалован. Он просто пролистывает, пробегает глазами текст. Особенно если он оформлен кое-как. Соответственно, толковое форматирование повышает читабельность текста и шансы на его внимательное прочтение.
Поэтому я настаивал и буду настаивать на том, что оформление текстов — очень важно.
И хотя я сам в этом не виртуоз и продолжаю расти, процентов 80 коллег этому вообще не уделяет должного внимания. По незнанию или неведению (или по воле заказчика).
И даже в текстах тех, кто обучает других основам оформления статей для сайтов, встречаются абзацы-«кирпичи» в 7 строк с минимумом акцентов!
Впрочем, хватит лирики. Давайте переходить к системе.
Система оформления текстов
Разделю ее условно на 4 блока:
1. построение самой речи
2. смысловые выделения
3. чисто визуальные моменты
4. дополнительное форматирование
К первому блоку отнесу:
— разбивку предложений на более короткие
— разбивку текста на абзацы (адекватные задачам веб-текста)
— отделение абзацев пустой строкой
— использование подзаголовков
Вторая группа — это:
— акценты самого разного вида (жирный, курсив, цвет, верхний регистр, размер шрифта, скобки)
— дополнительные логические элементы (типа таблиц)
Третья группа — в основном те же приемы, но используются они для других целей:
— чередование форматирования для облегчения чтения (в списках)
— выделение другим цветом подзаголовков
— использование отступов
— выделение цитат
— иллюстрации в тексте
Наконец, в особую группу выделю оптимизаторское форматирование — выделение ключевых фраз тегом strong (жирным) и использование их (ключей) в подзаголовках.
Вот так примерно выглядит моя система. О ней можно рассказывать долго :). Сейчас же я просто дам вам…
Простейший алгоритм улучшения читабельности текста
1. Проверьте, есть ли у текста заголовок, и если нет — добавьте.
Звучит тупо, но многие его действительно теряют :).
2. Разбейте текст на абзацы.
Если уже разбит, проследите, чтобы в абзаце было в среднем от 1 до 3 предложений. Кстати, сами предложения тоже можно проверить: обычно оптимальная длина — от 12 до 18 слов в предложении.
3. Отделите абзацы пустой строкой.
Ее отсутствие, отличающее новичков, превращает текст в один кирпич ничуть не хуже, чем отсутствие абзацев.
И, кстати, рекомендую использовать именно пустую строку, а не интервал перед абзацем.
4. Проставьте подзаголовки.
В офлайн-текстах они уместны при объеме более 1800 знаков. В веб-текстах можно и чаще, иногда гораздо чаще. Скажем, один подзаголовок на 600-1000 знаков (но там, где он уместен).
5. Используйте и выделите списки.
У вас нет? Найдите, где применить.
Если уже есть — выделите общим отступом. А если список длинный из коротких пунктов, можете использовать выделение жирным через один пункт: тогда он будет легче читаться.
Это — база. Дальше идут тонкости и «навороты». И если они вам интересны, можете изучить их. А если вы «смышленыш» —можете просто посмотреть на примере моих же текстов :).
(Только берите те, что посвежее — мое оформление тоже не стоит на месте. Если читали ранние статьи в Школе, то могли заметить, что они были оформлены гораздо хуже.)
Ваш тренер Трубадур
P.S. Изучаете оформление текстов? Рекомендую добавить статью в закладки.
Что еще написал Сергей Трубадур (Посмотреть все)
- Школа переехала - 02/07/2015
- Чему меня научил свой бизнес - 06/04/2015
- Реорганизация Школы Трубадура (!) - 23/03/2015
- Самозванцы в веб-копирайтинге - 17/03/2015