Как не попасть впросак, или «Предоплата или жизнь!»

Здравствуйте, коллега.

Давайте продолжим важную для каждого из нас тему —взаимоотношения с заказчиками.

Особенно этот пост будет полезен новичкам. Если вы один из них — усаживайтесь поудобнее и внимайте каждому слову.

Итак, сегодняшний вопрос звучит так: как не «лохонуться» в плане оплаты.

Есть у меня одна хорошая коллега, которой так и везет на кидал. И она их страшно боится.

Одно время она могла дать заказчику в качестве результата работы… размытый скрин. Мол, оплатишь — получишь саму работу.

Естественно, заказчиков такой подход не прельстит. И их можно легко потерять.

А терять заказчиков никак не хочется, согласитесь. Но и потерять деньги, наткнувшись на кидалу — малоприятная перспектива.

Как решить эту проблему?

Здесь я вижу четыре подхода, которые могут как-то дополнять друг друга.

1. Предоплата

«Ничто так не укрепляет веру в клиента, как предоплата» — считает замечательный копирайтер Наташа Кристеа.

И я с ней вполне согласен.

100% предоплата — 100% решение вашей проблемы. Другая моя коллега, тоже Наташа и тоже с красивой фамилией на «К» — Карья — рассказала мне, что работает только так. Мол, сколько заплатил клиент — столько и получил.

Но тут есть две других проблемы

А) Заказчик тоже человек. И может боятся, что исполнитель его кинет. И поэтому не все заказчики соглашаются на предоплату.

Удастся ли вам выстроить настолько доверительные отношения с вашими заказчиками?

Б) Многих авторов предоплата расслабляет. Например, меня:).

Согласитесь: когда деньги в кармане, работать уже как-то не так. А когда они потрачены вами — уж тем более.

На заре моей карьеры случился большой заказ — 3 статьи по 10 тысяч знаков. Сроку — месяц. Полная предоплата по воле заказчика.

Что получилось? Деньги я потратил недели за две. Когда я сел за заказ, их уже почти не было. Когда же дописывал — гонорара и след простыл. Энтузиазм заметно ослаб:).

С тех пор я взял за правило: не работать по предоплате. Исключение — первый заказ. Для проверки честности намерений заказчика. И то, предоплату беру всего 50%.

Потому что мне гораздо приятнее получить звонкие уже после того, как работа сдана и принята. Чтобы с чистой душой их потратить.

2. Разбивка работы на мелкие этапы

Например, вам заказывают много небольших текстов. Сдаете постатейно и по кусочку получаете оплату. Если и кинут, то на совсем небольшую сумму. И если вы не жлоб, то особо не огорчитесь.

Такой формат, правда, не шибко удобен для заказчиков. Это ж каждый раз лезть в кошелек…

Но он незаменим, к примеру, когда работа сдается большими кусками. К примеру, партиями по 10 текстов. Хотя бы на тот случай, если с заказчиком что-то случится — всякое ведь бывает.

3. Знание психологии

Не скажу, что я великий психолог, и это скорее мои домыслы. Но думаю, что если знать немножко психологию (и самому быть спокойным), то обычных кидал можно определить по поведению.

Единственный кидала, который случился у меня за всю карьеру, переспросил меня дважды: «Так вы будете работать? Вы уверены?». Тогда я по неопытности не заметил этот сигнал…

Суетливость — вот что выдает кидал (неопытных, как правило). Они могут нервничать, торопить вас. Не отвечать на ваши вопросы или отвечать невпопад.

Другие — «морозятся». Дал задание, что-то буркнул там, и всё. Вы пишете в надежде, отсылаете текст — а там молчок.

С опытными кидалами, говорят, хуже. Они ведут себя уверенно, на ваши вопросы отвечают, могут что-то даже просить исправить в тексте. А потом пропадают. Со скандалом или без оного.

Хотя и здесь можно выявить кое-какие признаки нечистого. Например, «умный» кидала может закатить скандал, мол, текст ваш никуда не годится, платить не буду (а сам тихо его слямзить). Но его хамство может быть проявлено уже на этапе предварительного общения — и это тревожный сигнал.

Поэтому никогда не отвечайте на проекты типа: «Понравится — заплачу» и «Знаю я вас, писак».

Особый вид лохотрона — сбор тестовых заданий. Рекомендую писать их только в том случае, если заказчик обращается лично к вам и/или гарантирует оплату тестового задания.

Например, одна из моих заказчиц, с которой я долго и хорошо работал, тоже просила тестовое. Но честно оплатила, хотя текст был тренировочным и никуда не шел.

4. Доверие

Да-да, последнее оружие. Но это таки оружие, поверьте

Доверие вытекает из знания психологии и вашего настроя.

Речь даже не о том, что подобное притягивает подобное, и если вы доверяете людям, они вас не будут кидать.

Просто если вы изначально настроены таким образом:

1. «Заказчик — это партнер»

2. «Если и случится что, не помру. Добавлю в портфолио»

+ и при этом работаете по приличным ценам с приличными же заказчиками

— то вам бояться особо нечего.

Что означает «приличные цены»? От 10 и больше. И чем дороже, тем кидал меньше. А вот в полдолларовом сегменте, думаю, их должно быть немало.

Как определить «приличного заказчика»? Как правило, они:

— Часто находят вас сами (обращаются конкретно к вам, специалисту, а не к сотне таких же). Или приходят по рекомендациям

— Не скрывают свои координаты — телефоны, имя, должность

— В общении ведут себя как партнеры — предоставляют всю информацию, отвечают на ваши вопросы, не хамят, не торопят и не суетятся

Понятно, что даже выполнение всех этих условий ничего вам не гарантирует. Например, отличного автора Татьяну Байдак кинула большая и известная компания.

Но если доверять людям и своим глазам и логике, то можно свести все свои риски к минимуму.

У меня был случай, когда мой заказчик… разорился. Как раз нагрянул кризис, ему затянули с оплатой.

Из его контактов у меня были только имя, аська и мейл. Даже его фамилии я не знал. Парень пришел по рекомендации коллеги, платил по моим расценкам и принимал тексты «с потрохами», даже не глядя, пока была возможность. А потом разорился.

Но я спокойно подождал два месяца, пока он не выплатил мне долг — 150 баксов. Не знаю, откуда он их взял (в оптимизацию он уже не вернулся), но заплатил же.

Вот он, отличный заказчик:). Жаль, что в эту нишу он так и не вернулся…

Желаю и вам таких же порядочных заказчиков.

Ваш Трубадур.

З.Ы. Свершилось страшное: курс мой таки подорожал до 125 долларов. В самые последние дни подтянулось несколько опаздывающих.

Так что больше не буду надоедать напоминалками. Цена не финальная — но решать вам.

Зато зреет что-то другое. Не мое, партнерское. Но тем не менее — очень полезная вещь для тех, кто… впрочем, об этом я расскажу позже. Пока умолчу, для интриги:).

The following two tabs change content below.
Сергей Трубадур
Копирайтер-маркетолог, руководитель Школы продающих текстов, основатель проекта