Где зимует вдохновение?

Добрый день, коллега.

Кто-то скажет, что вдохновение копирайтеру не надо. Кто-то добавит, что аппетит приходит во время работы. А кто-то наоборот — без вдохновения с трудом выдаст пару строк за час.

Каков мой источник вдохновения? Принимаю эстафетную палочку от Натальи Карья и выскажу свое собственное видение.

 

Вдохновение или врабатывание?

По большому счету вдохновение для работы необходимо не всегда. Точнее, не всем. Да, соглашусь с коллегами в том, что профи может писать тексты по накатанной схеме без оглядки на присутствие музы.

По этой схеме иногда пишу и я. Есть задание, есть алгоритм работы. И если:

  • конкурентные преимущества, УТП и выгоды очевидны, а тема знакома
  • стоит задача написать новый текст для старого заказчика по тем же данным
  • нужно просто написать пост в блог по хорошо знакомой теме

— написать текст получится и без вдохновения. Скорее всего. Если всё нормально будет с врабатыванием.

Неблагозвучное слово «врабатывание» — это, возможно, моя главная производственная проблема.  Ее я еще называю проблемой «как начать».

Практически каждый я сталкиваюсь с этим в тот момент, когда от подготовки/вспомогательных дел нужно перейти непосредственно к написанию текста. На каждом новом тексте.

Трудно начать. Подобрать заголовок (а я начинаю обычно с него) и первые несколько фраз. Бывает, слова просто не слушаются, не складываются в стройные предложения. И так на каждом новом тексте.

Поэтому, кстати, я люблю тексты большего формата — одностраничники. Ведь мне проще написать одностраничник на 12 тысяч знаков, чем 6 текстов для сайта компании. Проще еще и потому, что к каждому тексту обычно нужна своя идея (об идеях — ниже).

Если уж идет совсем туго — я пользуюсь своей хитростью. Выключая монитор, сажусь поудобнее и достаю блокнотик. И пишу туда слова, которые приходят в голову.

Обычно ступор быстро преодолевается, рождается начало текста, а дальше я уже возвращаюсь к монитору и быстро «врабатываюсь».

Впрочем, работать всегда легче при наличии хорошей идеи. А вот для идеи обычно не обойтись без вдохновения.

 

Откуда приходят идеи

По себе знаю: лучшие тексты рождаются тогда, когда есть хорошая продуманная в деталях идея. Точнее, образ-идея. Если я пишу по накатанной схеме, не проработав идею, обычно и пишется хуже (смысловая линия уходит в сторону), и результат меня не так радует — кажется, что текст получается не таким глубоким.

Что подразумевается под образом-идеей? Это нечто комплексное. Большее, чем просто конкурентное отличие или центральная выгода (для рекламных текстов).

 

Схема разработки идеи довольно сложная — нужно учесть всё: потребителя, продукт, компанию, конкурентов. И раньше работа над идеей шла довольно сложно.

Пока на помощь мне не пришли ментальные карты. Как-нибудь я расскажу о них подробнее.

Я рисую схему, в которой показываю все необходимые моменты. А затем — опять же, выключаю экран, сажусь, и… жду. Жду, думая, пока не придет оно. То самое вдохновение.

Если вдохновение не приходит, идею иногда удается получить логическим путем. Но она… не такая богатая. Более плоская.

Вдохновение — эдакий импульсный разряд — всё-таки необходимо. В один момент будто из ниоткуда рождается блестящая мысль — и паззл собирается воедино, схема «оживает». Дальше быстро вырисовываются детали, а затем частенько приходится лететь к монитору, чтобы реализовать идею в тексте.

Еще больше этот разряд необходим, когда думаешь над названиями. Неймингом на заказ я обычно не занимаюсь, но иногда приходится придумывать названия.

(Пример такого инсайта — название для студии штор. Нужно было придумать для сайта новое название, которое будет работать параллельно с основным. Одновременно расширить позиционирование от частного дизайнера до компании — но сохранить основную идею: теплое обращение. Что и было сделано, с обыгрыванием инициалов руководителя. И реализовано сперва в текстах, а потом и в дизайне, но уже не мной).

 

Ну а как же рабочее вдохновение?

То вдохновение, которое помогает в написании самого текста?

Оно есть, конечно же. Но живет по своим правилам.

Да, иногда оно приходит во время работы. Особенно когда рождается отличная идея.

Но чаще оно приходит… по времени. Серьезно. С 10-11 вечера до 1-2 ночи у меня творческие часы. Когда пишется намного легче и врабатывание проходит проще, а вдохновение прямо прет. Бывает, встаю с места и начинаю ходить по комнате — не могу успокоиться.

В другое время это бывает очень редко. И это проблема, потому что сейчас я перенес работу с текстами на более раннее время — в начало рабочего дня (16-17 часов).

Всегда ли вдохновение помогает работе? Вы удивитесь, но нет:). Иногда сила эмоций настолько велика, что просто выносит из рабочего процесса.

Поэтому, подводя итог своему посту, скажу:

  • Вдохновение жизненно необходимо для ИДЕЙ
  • В текстах же вдохновение полезно, но не обязательно — и здесь часто важнее врабатывание

 

Так обстоит дело у меня. А у вас как?

Приглашаю всех желающих принять эстафетную палочку.

Ваш Трубадур

 

З.Ы. Обещанные платные консультации уже запущены

The following two tabs change content below.
Сергей Трубадур
Копирайтер-маркетолог, руководитель Школы продающих текстов, основатель проекта