Фриланс хорош тем, что здесь можно самому выбирать, за какие задания браться, а с чем лучше не связываться. Но, к сожалению, часто происходит так, что новички теряют солидные заказы только потому, что не до конца владеют правилами общения с заказчиком.
На эту тему в сети написано много, но давайте посмотрим на вопрос именно с точки зрения этикета. Может быть многое станет ясно, как божий день.
Главная боль всех начинающих фрилансеров — доскональное владение профессией (будь то программирование, дизайн или копирайтинг) при отсутствии навыка продать свои услуги и построить долгосрочные отношения с клиентами. Ведь самый лучший заказчик – постоянный, а значит, благодарный.
Многие курсы по освоению интернет-профессий не имеют отдельного раздела, посвященного общению с клиентами. Из-за этого новички фриланса разочаровываются и прекращают свою деятельность. А ведь все, что надо – научиться общаться и продолжать развивать этот навык. Это обеспечит приход новых, более серьезных клиентов и достойную оплату услуг фрилансера.
Итак, что же делать
Некоторые вещи просты и элементарны:
- Обеспечить себе постоянные каналы связи, чтобы вовремя реагировать на сообщения и не бояться вопросов заказчика
Если вы фрилансер-новичок и не знаете, как ответить потенциальному клиенту, то говорите хотя бы от души и правду. Поверьте, заказчик тоже человек и не съест вас за то, что вы зададите ему пару уточняющих вопросов. Воспользуйтесь потрясающим принципом от Ирины Хакамады: “Если не знаешь, что делать — делай то, что знаешь”.
Вы же не боитесь писать своим новым друзьям в соцсетях? Расслабьтесь и ответьте клиенту такими же простыми естественными словами. Главное – начать общаться. А там и заказ сам приплывет к вам в руки…
- Не надо бояться клиентов
Смотрите пункт 1. Отнеситесь к этому, как к новому навыку. Всем когда-то случалось что-то делать в первый раз: вести автомобиль, петь перед публикой, писать первую статью и пр. Да, многие сейчас стали крутыми, но тоже когда-то были новичками. Это можно наработать.
Вам помогут курсы по публичным выступлениям или продажам. Ради прокачки навыка можно даже походить на обучение в любую компанию сетевого маркетинга! Вообще любой, даже самый небольшой опыт в продажах сыграет вам на руку: вы научитесь презентовать себя и свои услуги, перестанете бояться отказов и новых знакомств.
Сначала будет страшновато, но потом пройдет. А способность общаться вам понадобится практически везде.
После 13-летнего опыта в прямых продажах я всех своих потенциальных клиентов сразу зову в скайп, где мы общаемся голосом. Это ведь намного быстрее, чем давить на буквы и ждать ответа. При общении голосом вы быстрее вникнете в задачу и поймете, «ваш» это клиент или нет.
- Будьте добросовестны в своей работе и делайте ее хорошо
Поставьте это в приоритет. Ведь ваша задача как фрилансера – это чтобы на сайте вашего клиента выросли продажи, и увеличилось количество покупателей. А чтобы они пришли, ресурс или страничка в соцсетях должны выглядеть качественно.
Посмотрите на выполненную вами работу глазами посетителя сайта — захочется ли ему здесь остаться и посмотреть, нажать кнопку «Купить»? Только честно. Если уверены, что да, то примите мои поздравления.
- Соблюдение сроков – наше все! Поэтому по возможности сведите к минимуму риск форс-мажоров
Иногда фрилансеры пропадают вместе с предоплатой. Но намного чаще «кидают» именно те, кто заказывает услугу. Фрилансеры пропадают по банальным причинам: случился форс-мажор, нарушены сроки. Человек рад бы все исправить, удержать заказчика и будущую оплату, но не знает как.
Причина явления – отсутствие планирования. Это бич многих новичков. Но если с самого начала фрилансерской карьеры у вас будет хоть какой-нибудь план, вы сможете ориентироваться во времени и не подведете заказчика, то смело включайте в свое УТП пункт “соблюдаю сроки”.
С планами стоит попробовать несколько разных вариантов: ежедневник, настольный перекидной календарь, школьный дневник (кстати, очень удобно – вы видите перед глазами сразу всю неделю!). А потом решить, что для вас лучше. Многие сразу начинают вести записи в разных мобильных приложениях или гугл-календаре.
Для подстраховки устанавливайте срок на день позже реального. Тогда не страшно, если отключат свет, интернет, либо вы приболеете или срочно уедете.
- Предоплата — наше все!
Перед тем, как окончательно согласиться на сотрудничество, попросите предоплату. И не имеет значения, будет это 30 или 50 %.
Я понимаю, что страшно. Тем более, что здесь даже ваши опытные коллеги иногда попадают впросак. Как раз благодаря опыту им легче, потому что в какой-то момент срабатывает чутье профессионала, и фрилансер отказывается от «мутного» заказчика.
Вообще-то в среде фриланса предоплата – это норма. Если хотите, правило этикета. И любой адекватный клиент об этом знает, признает и соглашается. Предоплата подобна фильтру, через который вы отсеете всех мутных, странных и выносящих мозг клиентов. С вами же останутся самые сознательные, которые вовремя платят.
- Уважайте и цените себя
Я полгода писала тексты одному заказчику. Все было хорошо, пока я не поняла, что меня что-то не устраивает. При первоначальном общении в скайпе мы договорились о дате ежемесячной оплаты. А получилось так, что каждый месяц мне приходилось о ней напоминать, потому что клиент регулярно про нее забывал и перечислял только после моих неоднократных просьб.
В конце концов, мне это надоело. Почему я должна быть в роли просителя? Как будто я не заработанные мной деньги требую, а что-то незаслуженное.
По зрелом размышлении я решила с ним расстаться и даже нашла для этого благовидный предлог. Написала, что иду в новый проект и не буду успевать по времени (на тот момент никакого нового проекта еще не было). Я даже пообещала найти кого-то вместо себя. Но коллегу я бы обязательно предупредила. Возможно, он справится с нюансами оплаты лучше меня.
Я убеждена, что расставаться надо красиво. Жизнь длинная, земля круглая и никогда не знаешь, как оно повернет. Мне уже приходилось менять несколько работ офлайн, везде сохранились прекрасные отношения, с некоторыми бывшими коллегами до сих пор дружим. Не думаю, что в сети по-другому. Здесь тоже люди.
- Соблюдайте субординацию
Это больше касается тех, кто работает не один на один, а сотрудничает с проектом и взаимодействует с коллективом. Вам нужно научиться чувствовать, какие вопросы вы можете обсуждать с сеошником или маркетологом, а какие только с руководителем. И подчиняетесь вы тоже руководителю, а с остальными специалистами такой же равноценный партнер.
Грань здесь тонкая, смотрите по ситуации. Но в любом случае будьте корректны, вежливы и лояльны, как если бы вы работали в офисе. Правила те же. Может, кто-то из коллег напишет на эту тему более подробно.
- Проявляйте искренний интерес к проекту, которым занимаетесь
Информируйте клиента о том, как движется ваша работа, особенно если проект долгосрочный. Предлагайте идеи для развития сайта. Человека, искренне заинтересованного в совместном результате всегда видно. Благодаря этому вы построите отношения на доверии и партнерстве – это ваш самый бесценный ресурс.
Тогда ваш клиент не раз к вам вернется и порекомендует вас другим адекватным заказчикам.
Это ведь именно то, к чему вы стремитесь!
Что еще написал Валентина Васильева (Посмотреть все)
- Этикет между фрилансером и заказчиками - 29/03/2018