Добрый день, коллега.
Кто самый лучший учитель обычного веб-автора? Конечно же, практика. Выполняя десятки проектов, общаясь со множеством заказчиков, мы оттачиваем свое мастерство.
Но достаточно ли этого? Смотря куда вы метите. Скорее всего — нет.
Сегодня мы поговорим не о том, чему и у кого, а том, сколько и как стоит учиться будущему фрирайтеру.
РАЙТЕР ПРАКТИКОЙ СЫТ
В жизни рядового сео-райтера места обучению не так и много. Некогда. Схватил азы — и вперед: шпарить, шпарить, шпарить тексты с ключами.
Правда, часто в эту нишу приходят уже подготовленные люди — журналисты, филологи. Но обычно долго здесь (в сео-текстах) не задерживаются.
Впрочем, и у райтера, пишущего статьи для людей, временной бюджет на обучение чаще мизерный. Для обучения обычно используются статьи и посты по конкретному вопросу.
Другое дело — копирайтеры. Особенно новички — те, кто, устав от сео-портянок, жаждут поднять свой доход и овладеть загадочными «продающими текстами».
Многие начинают с классиков. Огилви стал уже притчей во языцех. Не был в Керчи — так молчи не читал Огилви — ты ничего не знаешь:).
После классики хватаются за тренинги. По эффективности это, пожалуй, самая сильная штука — точная выжимка информация, заточенная под конкретный случай, с практическими примерами.
И это не говоря о тех же статьях и постах. Можно подписаться сразу эдак на 7 блогов о продающих текстах (которые, правда, обычно повторяют друг друга).
Что получаем в итоге? Кашу. Настоящую кашу из информации в голове.
КОПИРАЙТИНГОВАЯ КАША
Я помню свои первые рекламные тексты. Писать их было очень тяжело. Не только потому, что вновь. Скорее — из-за конфликта той информации, которой наспех была заполнена голова.
Какой тип заголовка поставить? Какой тип вруба в текст? Какую тактику использовать — от ожиданий, от сомнений, от выгоды, от конкурентного отличия? Какой стиль? Какие фишки применить?
Поверьте, было довольно трудно.
А ведь был даже период, когда я больше времени тратил на учебу, а не на работу. Коэффициент кашеообразования в голове резко возрастал:).
Поэтому периодически я устраивал паузы, чтобы накопленная информация могла хоть как-то структурироваться во время работы над новыми заданиями.
Потом пришел момент, когда я почувствовал, что новая информация либо повторяет уже известные знания, либо попросту не нужна. Возможно, пока еще не нужна.
И тогда я перекрыл «краник» новых знаний, особенно теории. Ограничился только какими-то точечными знаниями по новым задачам.
Часть информации отсеивалась, часть забывалась. Остатки переставали конфликтовать между собой и складывалась в какое-то подобие системы.
Так возникли мой метод работы, несколько собственных формул и тактик. В числе прочего — формула рекламы, с которой знакомы читатели «Успехологии».
Постепенно метод менялся (и продолжает меняться). Просачивались какие-то новые знания, появлялись собственные мысли. Например, в последнее время я стал тяготеть к немного более агрессивным текстам. И применять тактику последовательного разрушения сомнений читателя (используя ЧаВо).
ЖАЖДА ОБУЧЕНИЯ
С начала года я почти ничего не читал, не слушал и не проходил. Только, опять же, точечные материалы + книги и курсы по дополнительным дисциплинам: веб-аналитике, контекстной рекламе, рассылкам.
По копирайтингу — ничего, кроме блогов. Щенерт и Ценев с тоской ждут лучших времен.
Каша в голове более-менее рассосалась. Методы отточены и развиваются дальше.
Но чувствую, что… чего-то не хватает. Хочется пройти какой-то тренинг. Почитать хорошую книгу с хорошими примерами. Утолить жажду обучения.
Наверное, хорошо, что эта жажда вообще возникает. Если вечно вариться в собственном соку, можно свернуть не туда.
Но и объедаться всей доступной информацией — конечно, не стоит. Есть более эффективные тактики обучения.
Кстати, большинство тактик я уже вскользь упомянул:→
ПЯТЬ ТАКТИК ОБУЧЕНИЯ
1. Первая тактика — учиться только на своих работах.
В мировой практике изредка случаются самородки, которые почти не читают и ни у кого не учатся. А с самого начала идут своим путем, тестируют собственные догадки и из практики добиваются успеха.
Но не знаю, применимо ли это к копирайтингу. К сео-райтингу без притязаний — быть может.
2. Вторая — тактика подмастерья
Некоторые авторы с самого начала работают с более опытными коллегами. А бывает и так, что их учат заказчики.
Хороший вариант для старта.
3. «Всё съем»
Болезнь тех, кто хочет расти вверх:). Но обычно быстро проходит.
4. Точечная тактика
Только узкие материалы по конкретной практической задаче. Например, нужно написать коммерческое предложение — читаешь ряд практических статей по теме.
На этой тактике, вероятно, и останавливаются опытные авторы, которые много пишут. Банально нет времени обучаться, да и потребности особой нет — заказов и так по горло.
5. Комбинированная тактика
Опять же, вариант «золотая середина» оказывается лучшим.
Можно в обычное время обучаться точечно. Но периодически поглощать большие порции информации. Например:
— Вы хотите поднять свой уровень в новой специализации — к примеру, директ-мейл
— Вы хотите подтянуть хвосты в каком-то вопросе. Например, поработать над складностью речи
— Уважаемый вами тренер проводит мастер-группу, и вы готовы в ней поучаствовать
— И/или у вас появилось свободное время. Например, окно между заказами (если такое у вас бывает).
Если такого времени нет, можно выделять на обучение один час в день до работы. Или после нее. Или один день в неделю. Чтобы и заказам ущерба большого не было, и эффективность была.
Но опять же — не стоит читать книгу только потому, что вы ее скачали. Читайте то, что актуальнее для вас в этот момент.
Для меня, к примеру, сейчас особенно актуальны три направления:
— маркетинг в широком и практическом смысле + психология продаж (в офлайне)
— практика эффективной рекламы НА РЕАЛЬНЫХ ПРИМЕРАХ
— и, возможно, продвинутые курсы по директ-мейлу (в офлайне)
Первым делом я заполучил «Больше денег от Вашего бизнеса» Александра Левитаса. Рекомендую — очень занятно и только «мясо», пример на примере.
Засим раскланяюсь.
Ваш Трубадур
З.Ы. Не затронул один вопрос — сколько денег тратить на обучение.
Вы можете не потратить ни копейки, если будете обучаться чисто по книгам и курсам в бесплатном доступе.
Но с печатной книгой учеба будет более эффективной. Как и с живыми мастер-группами или курсами с обратной связью.
Так что решать вам.
Во время своего «Всё съем» я потратил на обучение порядка 500 долларов. И эти деньги вскоре окупились.
Но с тех пор покупаю мало. А хотелось бы:).
Что еще написал Сергей Трубадур (Посмотреть все)
- Школа переехала - 02/07/2015
- Чему меня научил свой бизнес - 06/04/2015
- Реорганизация Школы Трубадура (!) - 23/03/2015
- Самозванцы в веб-копирайтинге - 17/03/2015