Нишевание для веб-автора: за и против. Часть 2

Добрый день, коллега. Сегодня мы продолжим разбирать тему нишевания для веб-автора.

Как я уже говорил, если веб-автор выберет достаточно узкую специализацию, он может стать в ней лучшим или одним из лучших, углубиться больше — и больше зарабатывать.

Но всегда ли нишевание приносит пользу? Не ограничивает ли оно автора? Давайте разберем→

 

МИНУСЫ НИШЕВАНИЯ

— Сложный старт

Если ниша достаточно узкая, вам может понадобиться какое-то время, чтобы выйти на нужных заказчиков. Даже если у вас с самого начала сильное тематическое портфолио.

Кроме того, вам нужно запомниться заказчикам, доказать, что тексты лучше заказывать у вас, а не коллег-универсалов.

Пока вы наберете достаточное число связей, иногда нужно несколько месяцев. И в эти месяцы вам может попросту не хватать заказов.

Если у вас есть какие-то резервы и/или дополнительные источники заработка, то простои вас не смутят. Это время можно потратить с пользой: заняться самообучением, потренироваться в выбранной теме, пообщаться со знающими людьми.

Но если дома сидят голодные дети/коты/хомяки, а в начале месяца нужно платить кредит — выдержать период беззаказья вам будет непросто.

Можно, конечно, постараться форсировать процесс и выйти с предложением о сотрудничестве к конкретным заказчикам по вашей теме.

А можно сделать шаг в сторону и втихую писать и другие типы текстов. Просто не акцентируя на этом внимание ни в портфолио, ни в слогане, ни в информации вашего профиля.

В частности, это способ подходит тем авторам, которые от «пишу всё» переходят к нишеванию.

 

— Слишком узкая и/или неперспективная ниша

Вам нужно не прогадать с выбором ниши. А для начала разберемся, какими они бывают.

Я выделяю три основных градации ниш:

1. По сегменту рынка:

— тексты для сателлитов

— сео-райтинг

— тексты для людей

— рекламные (продающие) тексты (для онлайна и офлайна)

— статьи для электронных изданий

— статьи для офлайна

(Деление, конечно же, условное)

Не так часто находятся авторы, которые работают в одном сегменте. Чаще всего это касается именно рекламных текстов. Например, только в этой нише работают Дмитрий Кот, Дмитрий Баканев и ваш покорный слуга:).

2. По темам

Темы могут быть самыми разными, узкими и не очень. Например, строительные тексты, юридические тексты, тексты для женских сайтов и так далее.

Опять же, нишевые авторы встречаются нечасто. Отличный пример, который мы с Ташей приводили в курсе «Операция «Заказчик» — копирайтер makara, которая пишет только правовой контент.

3. По типам/жанрам текстов

Из типов текстов можно выделить, к примеру, статьи для Миралинкс. Между прочим, основной хлеб жителей внутренней биржи Копилансер.

Что же касается жанров, то такое нишевание очень уж узкое и встречается довольно редко. Но всё-таки встречается.

Например, иногда я вместо своего «инженера убеждения» использую УТП «мастер одностраничников». И действительно, редкий инфобизнесмен за свою карьеру написал столько одностраничников, сколько довелось мне — грех на этом не сыграть.

А как-то я нашел на free-lance.ru женщину-автора, которая пишет, заметьте, только АННОТАЦИИ к ЭЗОТЕРИЧЕСКИМ книгам. Прямо-таки двойное нишевание!

За свои тексты она брала по 100 долларов за 1000 знаков. Хотя абсолютно не думаю, что была завалена работой.

 

Выбрав слишком узкую нишу, вы рискуете большую часть времени сидеть без работы, как эта тетенька. Либо и вовсе не достучаться до нужных заказчиков.

Если ваша профессия — наладчик ЧПУ (как у моего друга), сто раз подумайте, стоит ли сужать тематику ваших статей до одной этой темы.

Кроме того, не все ниши достаточно жирные. Много ли получится заработать, если всё время клепать адалт-рерайтинг по 0,5 доллара за 1000?

Связанная проблема →

 

— Скучно работать в узкой нише

О, это знакомо и мне.

Первая моя специализация — статьи о строительстве и на смежные темы. Приелась она мне довольно быстро.

Вторая — рекламные тексты. Ниша куда более широкая. От которой я по-настоящему фанатею.

Но всё равно даже здесь иногда мне становится тесно. Хочется писать и обычные статьи для людей. Не обязательно даже о рекламе — есть и другие темы, в которых мне есть что сказать.

К сожалению, такой возможности у меня нет. Со статьями о рекламе у меня пока не срослось, хотя было бы неплохо (в том числе для пиара). На другие же темы я писать не стану — я строго следую выбранной линии (да и ставка должна быть эквивалентной основной — хотя бы рублей 700 за 1000 знаков).

Зато я по полной отрываюсь в блоге:). В какой-то степени он стал для меня отдушиной.

Ну а как поступить вам, если у вас проблема с узкой нишей? Вы можете:

— расширить нишу (но без ущерба для восприятия вашего образа)

— писать на другие темы, но не позиционироваться на них (рекламировать только основную)

А вообще, главное — быть ФАНАТОМ своей ниши. Если вы начинаете заниматься рекламными текстами только для денег — не стоит. Ваше занятие должно вам нравиться.

Не нужно заниматься чем-то и просто потому, что вы это хорошо знаете, хотя терпеть не можете. Если тема вам противна — зачем? По этой причине я и ушел из строительных текстов.

Лучше всего — когда вы работаете в нише, от которой балдеете и в которой хорошо разбираетесь. Тогда вам не будет цены — а вопрос со скукой отпадет сам собой.

Еще одна связанная проблема→

 

— Ниша ограничивает ваш рост

К примеру, вы знаете, что за статьи о бубликах вы можете получать 10, максимум 15 долларов за 1000. И всё. Да и темы для статей быстро исчерпаются.

Поэтому совет примерно такой же — не берите слишком узкую нишу. А если узкую — то с перспективой роста.

Например, написание пресс-релизов — узкая ниша. Но с большим потенциалом роста. Насколько я знаю, некоторые заказчики готовы платить здесь 100 рублей за 1000 знаков, а некоторые — и 2000. И будут, если вы научитесь писать пресс-релизы с эффективным рекламным посылом, размещать на новостных площадках и превращать их в настоящие медиа-бомбы.

(Интересная тема, кстати. Сам бы попробовал, но ниша — не моя:))

 

— Много конкурентов в нише

Другая проблема — ниша выбрана слишком широко и/или в ней уже предостаточно нишевых авторов.

Например, написание продающих текстов — это уже больше чем ниша. Тут много нишевых авторов, а универсалов — и подавно.

Поэтому просто зайти на этот рынок недостаточно. Нужно как-то выделиться. Можно сузить нишу, можно сузить тематику, а можно выбрать позиционирование по другому принципу.

Это основные минусы нишевания. Что важнее — минусы или плюсы — решать вам. Я сделал выбор в пользу плюсов:).

И опять я не дошел до личного опыта. Поэтому расскажу его в одном из следующих постов. А может, даже в двух.


 

А напоследок — хочу знать ваше мнение по одной задумке.

Сентябрь — время традиционного бума заказов. И время учебы.

У вас есть желание обучаться? Если да — предлагаю провести небольшую, тестовую мастер-группу. Скажем, на 3-4 занятия с периодичностью 1 день в неделю (не вебинары, а закрытое обсуждение в блоге с проверкой заданий).

Предполагаемая тема — личный брендинг:

— определение вашей отличительной идеи

— выбор ниши (при нишевании)

— формулирование УТП и слогана

— пути закрепления образа в сознании клиента

Как вам такая идея мастер-группы? Или, может быть, у вас есть другие пожелания?

Буду благодарен за ваши мнения!

Ваш тренер Трубадур

 

The following two tabs change content below.
Сергей Трубадур
Копирайтер-маркетолог, руководитель Школы продающих текстов, основатель проекта