Добрый день, коллега.
В одном из прошлых постов мы немного затронули тему продуктивности для веб-автора.
Очевидно, что чем легче вам пишется, тем быстрее вы это делаете. Отсюда нехитрая формула эффективности:
Легкость набора + легкость построения речи + легкость темы + отсутствие отвлекающих факторов
Никакая скорость печати не поможет вам, если тема не ваша и нет информации, речь не строится, а в соседней комнате делают ремонт (еще и голова болит).
И наоборот, если все факторы работают вместе, то вы можете «летать».
Давайте разберем все составляющие формулы последовательно.
Легкость набора
Некоторые товарищи искренне считают, что скорость набора — главный навык веб-автора.
Возможно, так оно и есть, когда штампуешь тексты для сателлитов и иже с ними. Там пойдет любой бред, лишь бы уникальный. А платят за это мало. Вот и приходится брать объемами.
И берут. Коллега рассказывал про автора, который пишет статейки с минимальными требованиями, выдавая по 10-12 тысяч символов в час не напрягаясь. Ставка — 30-40 рублей, но в день получается тысяч по 40 знаков. На хлеб с маслом хватает.
Но мы уже говорили, что этот путь далеко не для всех и он, в общем-то, тупиковый — не всю же жизнь писать белеберду. А в более дорогих сегментах часто больше времени уходит на подготовку, чем на написание.
Посему достаточно, чтобы пальцы поспевали за вашими мыслями.
Конечно, если вы набираете одним пальцем, нужно что-то с этим делать.
Я использую по два, максимум три пальца каждой руки. Раньше использовал больше — по четыре, но стали болеть незадействованные мизинцы. И уже давно не могу вернуться к вовлечению всех пальцев в процесс набора, а надо бы.
Хотя это мне не сильно мешает — за мыслями успеваю. Мешает другое — чем быстрее набираешь, тем чаще путаются местами буквы. Проблемка, однако.
Легкость построения речи
Здесь можно выделить два момента.
Во-первых, то, любите ли вы вообще работать с текстами, дается ли это вам.
Если не получается двух слов связать и вам не нравится то, что пишете — лучше хорошенько задуматься.
Но чаще приходится говорить о другой проблеме — насколько легко вам дается передавать свои мысли на письме и насколько связный, читабельный получается текст.
Скажу вам честно — частенько в начале работы с текстом моя речь не складывается так, как хотелось бы. Я называю это термином гитаристов — «не строит». Это повторяется день ото дня.
Чтобы начало «строить», нужно:
1. «расписаться»
Когда начинаешь писать, постепенно речь становится всё более связной и вкусной. Приходят нужные образы, подходящие слова, появляется легкость, пишется быстрее и веселее.
2. попасть на «творческие часы»
Я уже когда-то рассказывал, что у меня есть часы, когда пишется легче — это время после 9-10 вечера. Вот почему я втягиваюсь в работу обычно к полуночи.
Правда, позже я понял, что «творческость» этих часов связана не столько с биоритмами, сколько с… расслаблением.
Когда дело идет ко сну, я расслабляюсь, снимаются какие-то ментальные тормоза — и писать уже легче. Если как следует расслабиться, иногда удается достичь такой же легкости и днем.
А кроме того, можно обратиться к пункту 1 — даже если сразу не идет, можно расписаться и «поймать волну».
Кстати, легкость построения речи связана напрямую и со следующим аспектом→
Легкость темы
Чем больше вы знаете о том, что пишете, и чем интереснее вам работать, тем легче будет продвигаться работа.
Это, кстати, еще один плюс нишевания — если вы эксперт в теме, то и информация вся в голове. Конечно, важно, чтобы тема еще и нравилась.
Но в копирайтинге, в отличии от веб-райтинга, нишевание по темам пока почти не используется. Продавать-то приходится разные продукты.
Поэтому нужно как можно глубже вникнуть в тонкости. Если этого не сделать, то и пишется намного тяжелее, и результат не радует.
Вот почему почти все мои попытки взять текст нахрапом терпят фиаско. Иногда кажется — бриф изучил, всё понятно, начну писать. И… застреваю на заголовке.
Поэтому свой энтузиазм я стараюсь до поры до времени придержать. Вместо этого:
1. Изучаю максимум информации к тексту — не только информацию заказчика, но и сайты конкурентов и статьи по теме. Обычно всё это распечатываю и держу перед глазами.
2. Провожу глубокий анализ всех отличий и выгод продукта, ожиданий целевой аудитории и так далее. Иногда набрасываю ментальную карту для полноты образа.
Не только для создания УТП (его создаю почти всегда), но и для самого текста.
3. Выписываю самые важные мысли в блокнотик — для закрепления в голове.
4. В начале создания текста частенько тоже выключаю экран, беру блокнот и… начинаю писать текст ручкой — заголовок, начало.
Когда чувствую, что текст «пошел», срываюсь к компьютеру, набираю уже написанное и продолжаю дальше.
Небольшие тексты иногда вообще полностью пишу сразу в блокнот — так заметно легче, чем придумывать его за компьютером.
Вот не знаю даже, почему. Но факт — это здорово упрощает задачу.
Особенно в→
Отсутствие отвлекающих факторов
Пожалуй, нет хуже врага для работы, чем то, что от нее отвлекает. По крайней мере, у меня так.
Все эти факторы я условно поделю на три группы:
1. Офлайн-факторы, обычно бытовые
Когда только втянулся в написание, а тебя посылают в магазин, эмоции не самые приятные :). Потом приходится фактически настраиваться по-новой.
Вообще, я заметил, что авторы (да и все люди) делятся на два типа:
Тип А: те, которым легко начать, но трудно долго продолжать
Обычно им нужны передышки, переключения на какие-то другие виды деятельности. Например, одна моя коллега относится как раз к такому типу: она может смотреть фильм, а в перерывах на рекламу написать хорошую статью.
Тип Б: те, кто долго втягивается, но втянувшись может работать часами
Я как раз отношусь к этому типу. В прошлом посте я писал о своих рекордах — иногда, поймав волну, я могу написать 10-20 тысяч символов за один присест, не вставая из-за компьютера. Да и этот пост, написанный менее чем за час — яркий пример.
По этой же причине я пришел к тому, что лучше разводить работу с заказами и своими проектами по разным дням. Лучше сегодня сделать одностраничник, а завтра посты и консультации, чем всего по чуть-чуть два дня подряд.
Возможно, тип А — это экстраверты, а тип Б — интроверты. А может, всё гораздо сложнее.
Но вернемся к нашим раздражителям — полученная классификация поможет нам и дальше.
2. Онлайн-фактор общения
А человеческим языком — банальная аська.
Лично я практически не могу работать со включенной аськой. Даже если не отвечать — выползающие сообщения сильно отвлекают.
А если параллельно переписываться, на то же самое дело может уйти в 5 раз больше времени! Не говоря уже о том, что после этого чувствуешь себя как выжатый лимон.
Но это я, представитель типа Б. Авторам типа А это мешает меньше: они умеют разделять внимание. И более того, параллельное общение в ненапряжном темпе они могу воспринимать как полезное переключение внимания.
Поэтому радикальные меры я рекомендую больше представителям типа Б. Когда пишете, отключайте аську нафиг. Почтовые сообщения тоже лучше отключить, чтобы не отвлекали.
И разумнее разводить общение и работу по разным временным отрезкам. Даже если общение это с заказчиком — лучше сначала переговорить, а потом писать.
3. Онлайн-фактор — хронофаги
Это все те вещи, которые сводят на нет эффективность работы большинства авторов. Так хочется почитать новую темку в ПБ. Или проверить обновления всех почтовых ящиков по очереди…
Иногда это доходит до абсурда, когда F5 становится навязчивым действием. И я не знаю, как другие коллеги справляются, но меня полчаса активного общения на форумах (с периодическим F5) утомляет больше, чем 2 часа работы с текстом!
Получается, опять же, двойной вред: забирается и время, и силы. Это, конечно, никуда не годится. В частности, если вы представитель типа Б.
Для себя я решил: общаться или до, или после работы с текстом. А по возможности вообще не общаться: необходимость в пиаре уже ослабла, да и времени лишнего нет.
Хотя возможно, что тип А считает иначе…
Кстати, коллега, а что вы обо всём этом думаете?
Ваш тренер Трубадур
Что еще написал Сергей Трубадур (Посмотреть все)
- Школа переехала - 02/07/2015
- Чему меня научил свой бизнес - 06/04/2015
- Реорганизация Школы Трубадура (!) - 23/03/2015
- Самозванцы в веб-копирайтинге - 17/03/2015