Не работать, а летать!

Добрый день, коллега.

В одном из прошлых постов мы немного затронули тему продуктивности для веб-автора.

Очевидно, что чем легче вам пишется, тем быстрее вы это делаете. Отсюда нехитрая формула эффективности:

Легкость набора + легкость построения речи + легкость темы + отсутствие отвлекающих факторов

 

Никакая скорость печати не поможет вам, если тема не ваша и нет информации, речь не строится, а в соседней комнате делают ремонт (еще и голова болит).

И наоборот, если все факторы работают вместе, то вы можете «летать».

Давайте разберем все составляющие формулы последовательно.

 

Легкость набора

Некоторые товарищи искренне считают, что скорость набора — главный навык веб-автора.

Возможно, так оно и есть, когда штампуешь тексты для сателлитов и иже с ними. Там пойдет любой бред, лишь бы уникальный. А платят за это мало. Вот и приходится брать объемами.

И берут. Коллега рассказывал про автора, который пишет статейки с минимальными требованиями, выдавая по 10-12 тысяч символов в час не напрягаясь. Ставка — 30-40 рублей, но в день получается тысяч по 40 знаков. На хлеб с маслом хватает.

Но мы уже говорили, что этот путь далеко не для всех и он, в общем-то, тупиковый — не всю же жизнь писать белеберду. А в более дорогих сегментах часто больше времени уходит на подготовку, чем на написание.

Посему достаточно, чтобы пальцы поспевали за вашими мыслями.

Конечно, если вы набираете одним пальцем, нужно что-то с этим делать.

Я использую по два, максимум три пальца каждой руки. Раньше использовал больше — по четыре, но стали болеть незадействованные мизинцы. И уже давно не могу вернуться к вовлечению всех пальцев в процесс набора, а надо бы.

Хотя это мне не сильно мешает — за мыслями успеваю. Мешает другое — чем быстрее набираешь, тем чаще путаются местами буквы. Проблемка, однако.

 

Легкость построения речи

Здесь можно выделить два момента.

Во-первых, то, любите ли вы вообще работать с текстами, дается ли это вам.

Если не получается двух слов связать и вам не нравится то, что пишете — лучше хорошенько задуматься.

Но чаще приходится говорить о другой проблеме — насколько легко вам дается передавать свои мысли на письме и насколько связный, читабельный получается текст.

Скажу вам честно — частенько в начале работы с текстом моя речь не складывается так, как хотелось бы. Я называю это термином гитаристов — «не строит». Это повторяется день ото дня.

Чтобы начало «строить», нужно:

 

1. «расписаться»

Когда начинаешь писать, постепенно речь становится всё более связной и вкусной. Приходят нужные образы, подходящие слова, появляется легкость, пишется быстрее и веселее.

 

2. попасть на «творческие часы»

Я уже когда-то рассказывал, что у меня есть часы, когда пишется легче — это время после 9-10 вечера. Вот почему я втягиваюсь в работу обычно к полуночи.

Правда, позже я понял, что «творческость» этих часов связана не столько с биоритмами, сколько с… расслаблением.

Когда дело идет ко сну, я расслабляюсь, снимаются какие-то ментальные тормоза — и писать уже легче. Если как следует расслабиться, иногда удается достичь такой же легкости и днем.

А кроме того, можно обратиться к пункту 1 — даже если сразу не идет, можно расписаться и «поймать волну».

Кстати, легкость построения речи связана напрямую и со следующим аспектом→

 

Легкость темы

Чем больше вы знаете о том, что пишете, и чем интереснее вам работать, тем легче будет продвигаться работа.

Это, кстати, еще один плюс нишевания — если вы эксперт в теме, то и информация вся в голове. Конечно, важно, чтобы тема еще и нравилась.

Но в копирайтинге, в отличии от веб-райтинга, нишевание по темам пока почти не используется. Продавать-то приходится разные продукты.

Поэтому нужно как можно глубже вникнуть в тонкости. Если этого не сделать, то и пишется намного тяжелее, и результат не радует.

Вот почему почти все мои попытки взять текст нахрапом терпят фиаско. Иногда кажется — бриф изучил, всё понятно, начну писать. И… застреваю на заголовке.

Поэтому свой энтузиазм я стараюсь до поры до времени придержать. Вместо этого:

 

1. Изучаю максимум информации к тексту — не только информацию заказчика, но и сайты конкурентов и статьи по теме. Обычно всё это распечатываю и держу перед глазами.

 

2. Провожу глубокий анализ всех отличий и выгод продукта, ожиданий целевой аудитории и так далее. Иногда набрасываю ментальную карту для полноты образа.

Не только для создания УТП (его создаю почти всегда), но и для самого текста.

 

3. Выписываю самые важные мысли в блокнотик — для закрепления в голове.

 

4. В начале создания текста частенько тоже выключаю экран, беру блокнот и… начинаю писать текст ручкой — заголовок, начало.

Когда чувствую, что текст «пошел», срываюсь к компьютеру, набираю уже написанное и продолжаю дальше.

 

Небольшие тексты иногда вообще полностью пишу сразу в блокнот — так заметно легче, чем придумывать его за компьютером.

Вот не знаю даже, почему. Но факт — это здорово упрощает задачу.

Особенно в→

 

Отсутствие отвлекающих факторов

Пожалуй, нет хуже врага для работы, чем то, что от нее отвлекает. По крайней мере, у меня так.

Все эти факторы я условно поделю на три группы:

 

1. Офлайн-факторы, обычно бытовые

Когда только втянулся в написание, а тебя посылают в магазин, эмоции не самые приятные :). Потом приходится фактически настраиваться по-новой.

Вообще, я заметил, что авторы (да и все люди) делятся на два типа:

 

Тип А: те, которым легко начать, но трудно долго продолжать

Обычно им нужны передышки, переключения на какие-то другие виды деятельности. Например, одна моя коллега относится как раз к такому типу: она может смотреть фильм, а в перерывах на рекламу написать хорошую статью.

 

Тип Б: те, кто долго втягивается, но втянувшись может работать часами

Я как раз отношусь к этому типу. В прошлом посте я писал о своих рекордах — иногда, поймав волну, я могу написать 10-20 тысяч символов за один присест, не вставая из-за компьютера. Да и этот пост, написанный менее чем за час — яркий пример.

По этой же причине я пришел к тому, что лучше разводить работу с заказами и своими проектами по разным дням. Лучше сегодня сделать одностраничник, а завтра посты и консультации, чем всего по чуть-чуть два дня подряд.

Возможно, тип А — это экстраверты, а тип Б — интроверты. А может, всё гораздо сложнее.

 

Но вернемся к нашим раздражителям — полученная классификация поможет нам и дальше.

 

2. Онлайн-фактор общения

А человеческим языком — банальная аська.

Лично я практически не могу работать со включенной аськой. Даже если не отвечать — выползающие сообщения сильно отвлекают.

А если параллельно переписываться, на то же самое дело может уйти в 5 раз больше времени! Не говоря уже о том, что после этого чувствуешь себя как выжатый лимон.

Но это я, представитель типа Б. Авторам типа А это мешает меньше: они умеют разделять внимание. И более того, параллельное общение в ненапряжном темпе они могу воспринимать как полезное переключение внимания.

Поэтому радикальные меры я рекомендую больше представителям типа Б. Когда пишете, отключайте аську нафиг. Почтовые сообщения тоже лучше отключить, чтобы не отвлекали.

И разумнее разводить общение и работу по разным временным отрезкам. Даже если общение это с заказчиком — лучше сначала переговорить, а потом писать.

 

3. Онлайн-фактор — хронофаги

Это все те вещи, которые сводят на нет эффективность работы большинства авторов. Так хочется почитать новую темку в ПБ. Или проверить обновления всех почтовых ящиков по очереди…

Иногда это доходит до абсурда, когда F5 становится навязчивым действием. И я не знаю, как другие коллеги справляются, но меня полчаса активного общения на форумах (с периодическим F5) утомляет больше, чем 2 часа работы с текстом!

Получается, опять же, двойной вред: забирается и время, и силы. Это, конечно, никуда не годится. В частности, если вы представитель типа Б.

Для себя я решил: общаться или до, или после работы с текстом. А по возможности вообще не общаться: необходимость в пиаре уже ослабла, да и времени лишнего нет.

 

Хотя возможно, что тип А считает иначе…

Кстати, коллега, а что вы обо всём этом думаете?

Ваш тренер Трубадур


Понравилась публикация? Поделитесь с друзьями!


The following two tabs change content below.
Сергей Трубадур
Копирайтер-маркетолог, руководитель Школы продающих текстов, основатель проекта