Главная задача многих копирайтеров, да и фрилансеров в целом — обеспечить себя постоянным потоком заказов.
Я недавно провела опрос на тему «Где вы находите заказы?» в популярной группе Вконтакте. Результаты вы можете увидеть на скане:
В статье вы узнаете, какие преимущества у каждого из этих способов. И, возможно, найдёте метод, который подойдёт именно вам.
Чемпионы по популярности — биржи
Их много: etxt, advego, turbotext, copylancer.ru, textsale, contentmonster, work-zilla.com, kwork.
На биржах заказчики публикуют проекты и выбирают исполнителей по ответам на них или делают индивидуальный заказ. Новички могут рассчитывать на недорогие заказы. Но, успешно пройдя тест и заработав баллы/рейтинг, получают доступ к более дорогим заказам. Достигнув определённого уровня или выполнив установленное правилами количество заказов, вы получаете право размещать свои тексты в магазине биржи, то есть писать статьи на любую тему и выставлять их на продажу.
Плюсы:
- система защищает вас от кидал и недобросовестных заказчиков;
- для разбора спорных случаев есть арбитраж;
- если будете уделять достаточно времени для поиска подходящих заказов, сможете обеспечить себе нормальную загрузку.
Минусы:
- зачастую расценки низкие, конкуренция огромная, исполнители люто демпингуют;
- чтобы отхватить «жирный» заказ, приходится постоянно мониторить ленту;
- сервис снимает процент с каждого заказа. Иногда комиссия достигает 25%;
- выходить за пределы биржи, обмениваться контактными данными запрещено — за это можно получить бан;
- больше подходит новичкам, которым нужно набраться опыта, собрать портфолио, наработать навык общения с заказчиками.
Есть сервисы мониторинга проектов на биржах, которые здорово облегчат вам работу: TextCrab.ru, primelance.com, lancemonitor.com, work-at.me. Настройте фильтры — и вы будете получать актуальную информацию о заказах по вашей категории.
Биржа Главреда — сервис Максима Ильяхова, на котором есть каталог авторов, копирайтеров, редакторов, корректоров, главредов. Специалисты публикуют своё резюме с лучшими работами, по которым заказчики выбирают исполнителей.
Бюро textbroker отличается от бирж. Авторы здесь могут получать от 100 до 1000 руб за 1000 символов, в зависимости от профессионального уровня
2 место: социальные сети
Группы в вк, фейсбуке, личная или бизнес-страница.
Отличный инструмент для продвижения.
Плюсы:
- способ не требует финансовых затрат;
- вы просто отвечаете на вакансии или создаёте полезный контент на своей странице или в группе, чтобы привлечь целевую аудиторию и показать свою экспертность.
Минусы:
- первые результаты вы ощутите не сразу, если не будете вкладываться в рекламу;
- своему продвижению нужно уделять время.
Поиск подходящих вакансий занимает много времени: для облегчения процесса можно воспользоваться сервисами Шикари или Лидератор, которые отбирают релевантные вакансии и выдают вам ссылки.
3 место: сайты фриланса
Fl.ru, Freelance.ru, Weblancer.net и другие.
На сайтах заказчики публикуют проекты, или делают заказ выбранному копирайтеру через специальный сервис (если он есть). Диапазон цен широкий: имеются и копеечные заказы, и дорогие.
Плюсы:
- проекты в целом по более высоким ценам, чем на биржах;
- есть возможность найти постоянного заказчика;
- можно сформировать портфолио и при отклике давать на него ссылку всем заказчикам даже за пределами сайта.
Минусы:
- отвечать на проекты можно только после оплаты тарифа. Это или попроектная оплата или оплата за месяц/3 месяца/полгода/год;
- в последнее время интересных, хорошо оплачиваемых проектов всё меньше и меньше.
Можно зарегистрироваться на зарубежных сайтах: Freelancer, Upwork. Минусы — это языковой барьер. Но если вы решите эту проблему, считайте, для вас откроется международный рынок фриланса, где заработки совершенно другого уровня.
4 место: сарафанное радио
Практически бесплатная реклама
Старые заказчики довольны вашей работой, поэтому рекомендуют вас своим коллегам или знакомым.
Плюсы:
- от вас требуется только качественное выполнение своих обязанностей;
- никаких трат;
- заказчики, пришедшие к вам по рекомендации лояльны: они приходят уже разогретыми и их не нужно убеждать, что вы хороший специалист.
Минусы:
- нельзя считать основным источником заказов, так как предложения поступают нерегулярно, по крайней мере в начале карьеры.
5 место: личный сайт
На определённом этапе копирайтеру нужен собственный сайт. Это может быть полноценный сайт с блогом или сайт-визитка.
Плюсы:
- сайт придаёт солидности копирайтеру;
- под рукой портфолио, и при общении с заказчиком вы не думаете, что и как писать, какие примеры работ показать, а сразу кидаете ссылку на сайт;
- со временем сайт начинает приносить заказчиков. По комментариям тех коллег, у кого есть сайты, им не приходится заниматься поиском заказчиков. Совсем 🙂
Минусы:
- сайт нужно раскручивать, заниматься его продвижением, а это невозможно без вложений. Если вы мастер на все руки, то вопрос отпадает сам собой. Если нет — придётся нанимать специалиста;
- ведение сайта требует времени и много сил.
6 место: рассылка коммерческих предложений
Компреды можно рассылать владельцам бизнеса или вебстудиям, маркетинговым агентствам. Их можно найти через поиск в контекстной, таргетированной рекламе, органической выдаче или бизнес-сообществах. От вас нужны будут навыки самопрезентации и ведения деловой беседы/переписки.
Плюсы:
- если ваше коммерческое предложение «выстрелит», то постоянная занятость вам обеспечена.
Минусы:
- при сотрудничестве с одним агентством работа чаще однообразная. Кроме того, в агентствах определённый потолок расценок, поднять который мало кому под силу;
- нужна настойчивость, так как эффективность такого подхода невысокая — не на каждое предложение вы получите ответ.
Ещё несколько способов
В опрос не вошли несколько вариантов, которые пользователи отнесли в «другое».
1.Сайты по поиску работы: HeadHunter (или career, имеющий с хедхантером одно рабочее пространство), Youdo, rabota, superjob и т.д. Некоторые сайты считаются устаревшими, но и в них иногда публикуются подходящие вакансии. Как правило, на сайтах ищут исполнителей на постоянное место работы или для длительного сотрудничества. Если полистать вакансии, можно найти отличные варианты.
Набирает активность сервис для поиска исполнителей Youdo. После регистрации и модерации вы получаете несколько дней, чтобы пользоваться ресурсом бесплатно. После — предложения можно оставлять только после приобретения безлимита или оплаты отдельного предложения (от 20 руб.).
2.Партнёрство с другими специалистами — дизайнерами, веб-разработчиками и т.д. Формат сотрудничества выбираете тот, который подходит обеим сторонам. К примеру, рекомендация за проценты или рекомендация в обмен на рекомендацию. Если вы знакомы с большим количеством таких специалистов, то они могут обеспечить вам хороший поток клиентов.
3.Доски объявлений olx в Украине и avito в России. Сама не использую этот метод. По отзывам, по делу на объявления откликаются редко. И то, если только периодически поднимать объявления, чтобы они были всегда «на виду» — а это платная услуга.
На что нужно обратить внимание при общении с потенциальными заказчиками?
Это тема для отдельной статьи, здесь я перечислю только основные моменты.
1. Не бойтесь показать свои сильные стороны. Приберегите скромность для других случаев. Смело рассказывайте, что умеете, чего достигли, покажите отзывы. Если владеете статистикой (после вашего текста выросла посещаемость, конверсия стала такой-то) — поделитесь ей, покажите свою экспертность.
2. Выработайте уверенность в себе. Если вы сами не верите в себя, как должен незнакомый человек поверить в ваши способности и талант?
3. Соберите портфолио из самых лучших работ. Удобно сделать это в гугл-доках. Имеется в виду не только собрать скриншоты, а подробно описать каждый проект, отметить задачи и то, как вы её решили. Не забудьте поставить ссылки на опубликованную работу.
4. Если вы относительно недавно в копирайтинге или веб-райтинге, и у вас мало работ, которыми можно похвастаться, напишите несколько текстов специально для портфолио.
5. Отвечаете на проект? Сначала внимательно изучите требования заказчика. Есть конкретные вопросы — ответьте на них в своём отклике. Обратите внимание — нередко в проектах пишут кодовое слово и просят указать его в своём отклике. Перед тем, как оставить ответ, оцените свои возможности — сможете ли вы уделять время работе, сколько понадобится, компетентны ли в этой области. Нет ничего хорошего в том, что вас выберут исполнителем, а вы не справитесь.
6. Но и недооценивать себя не стоит. Писали пробные продажники, участвовали в конкурсе, написали десяток статей для себя — это тоже опыт.
Вас выбрали исполнителем — поздравляю! Теперь только от вашей организованности, трудоспособности и внимательности зависит, каким будет результат работы, и с какой скоростью будет происходить карьерный рост.
P.S. Надеюсь, что эти советы вам очень скоро станут не нужны, и заказчики сами начнут на вас выходить)
Что еще написал Айгуль Галиахметова (Посмотреть все)
- Профессиональные болезни копирайтера - 01/02/2018
- Где и как искать копирайтеру заказы? - 13/07/2017