Как правильно писать новости

 

Добрый день, коллега.

Умеете ли вы писать новости? Настоящие такие, крепкие, интересные, которые читаешь — как семечки щелкаешь?

Возможно, по долгу службы вам с ними и не приходилось сталкиваться. Многие райтеры не работают с новостными ресурсами. Точнее, это обычно низкооплачиваемая работа для рерайтеров.

Но я решил-таки тряхнуть стариной и рассказать вам о том, как писать новости. Пускай это азы газетной работы — но я уверен, что мой пост пригодится тем, кто пишет новости для веба, но не работал журналистом. В отличие от меня.

Я проработал на новостях полтора года. Все полтора года своей офлайн-карьеры. И теперь делюсь с вами опытом.

 

РЕПОРТЕР ИЛИ РЕРАЙТЕР?

Интернет-работа, естественно, накладывает свой отпечаток на труд новостника.

Очень редко автор выступает в роли полноценного веб-журналиста и сам собирает информацию для новости: ходит на мероприятия, общается с источниками.

Максимум, ему могут дать пресс-релиз (о нем мы как-нибудь поговорим отдельно). Если новость нужна рекламного характера. Хотя чаще и пресс-релиз, и новость пишутся по информации заказчика (а иногда между ними не делают разницы, называя всё пресс-релизом).

Обычный труд веб-новостника, как мне видится — это рерайтинг других новостей. Возможно, даже простой рерайтинг: нашел новость по теме — отрерайтил, не заморачиваясь поиском других похожих новостей. Платят за это, правда, обычно немного, насколько я знаю.

К слову, рерайтинг присутствует и в газетной работе. Я помню два его варианта:

Полный — чаще работа редактора каких-то развлекательных страниц. Например, есть страница медицины, в интернете находятся медицинские новости и рерайтятся под стиль газеты.

(А порой и не рерайтятся, а копипастятся со ссылкой на источник, а то и без).

Частичный — доверяют обычно корреспонденту.

Например, местный информационный сайт опубликовал новость. Написана она скучно и неполно.

Редактор дает задание корреспонденту: обзвонить еще один-два источника, дополнить новость и переписать ее.

 

Тем не менее чаще новости пишутся по собранной журналистом информации (на базе пресс-релиза или при его отсутствии).

 

ПЕРЕВОРАЧИВАЕМ ПИРАМИДУ

Основная модель написания новостей — это перевернутая пирамида.

Модель отнюдь не сложная, как может показаться на первый взгляд.

Выглядит она так:

Вверху пирамиды — самый жирный и важный факт. Собственно говоря, ядро информационного повода.

Ниже идет продолжение важной информации.

Ниже — подробности и мнения.

Внизу — второстепенные факты, предыстория, пояснения.

В случае простой новости достаточно описания самого события + 1-2 комментария (при наличии). По книге стилей нашей газеты длина такой новости должна была быть не больше 1200 знаков (с пробелами).

Расширенная новость включает больше мнений и подробностей + возможно, пару слов о предыстории события. У нас это было до 1800 знаков.

Еще один принцип новости — это 4+2. То есть, новость должна отвечать на 4 основных вопроса:

— кто

— что

— когда

— где

 

— и 2 дополнительных (актуальнее для расширенной новости):

— почему

— как

 

Ну и, естественно, новость должна быть интересной и — новой.

(Вот почему многие новости на поверку оказываются просто информацией.  Они либо не первой свежести, либо попросту неинтересны своей ЦА.

Кстати, на этом факте Дмитрий Кот и построил свой курс по пресс-релизам).

 

Еще пару слов о заголовках.

Стандартный информационный заголовок и отвечает на основные вопросы без особых излишеств:

На Леваде запустили новый парк аттракционов

(Где и что)

А лучше так:

Городские власти запустили на Леваде новый парк аттракционов

(Кто, где и что)

Можно добавить подробностей:

Городские власти вчера запустили на Леваде парк аттракционов стоимостью 5 миллионов гривен

(Кто, когда, где, что, как)

Но слишком длинный заголовок делать тоже не нужно.

В варианте для менее строгого издания/портала можно добавить каких-то пикантностей:

Городские власти запустили на Леваде новый парк аттракционов. Оппозиция скрепит зубами

Или:

Городские власти запустили на Леваде новый парк аттракционов. Пока без жертв

(Шутка, конечно:)).

Есть расширенный вариант заголовка — с подзаголовком:

Радость за 5 милллионов

Городские власти запустили на Леваде новый парк аттракционов

А если подать новость под каким-то другим углом?

За чьи деньги запустили новый парк аттракционов на Леваде?

(Правда, заголовок скорее уже для разоблачительной статьи, чем для новости)

В интернете часто используют тизерные заголовки, которые не открывают всего, а пытаются привлечь четырьмя «С»: секс, слезы, скандал, сенсация. На них мы останавливаться пока не будем — это заслуживает отдельного поста по заголовкам.

 

ПИШЕМ НОВОСТЬ

А теперь попробуем применить эту теорию на практике.

В качестве примера возьму событие из жизни моего блога. Событие не мирового масштаба, но тем не менее.

Информационный повод: 20 сентября моему блогу исполнился ровно год. Ну, если брать с первой записи.

Традиционная новость будет начинаться с заголовка:

Блогу Сергея Трубадура «Фрирайтер» исполнился год

Но это как-то неинтересно. Давайте попробуем добавить с подзаголовком чего-то эдакого.

Трубадур отмечает годик своего «чада»

Ровно год исполнился блогу «Фрирайтер» Сергея Трубадура

 

20 сентября 2009 года была выпущена первая запись блога «Фрирайтер» (Школа успеха для пишущих фрилансеров). Год спустя он на пороге больших изменений (и с почти 400 подписчиками).

За год было выпущено в свет 80 записей и одобрено… 666 комментариев.

— Ну, к «темным» числам мне не привыкать, — смеется автор блога. — У меня и день рождения 13 сентября. Правда, четверг.

В день рожденья своего «чада» Сергей Трубадур поделился своими планами. По его словам, в ближайшем обозримом будущем дневник будет жить и пополняться свежими записями. Конечно же, в основном обучающего толка.

Блог «Фрирайтер» задумывался как полноценная школа для фрирайтеров — свободных авторов. Спустя год его основатель признает, что эти планы удалось реализовать не полностью.

— Вся проблема в противоречии между форматами блога и школы, — считает автор. — Трудно сразу ездить на двух велосипедах (хотя это и принято в инфобизнесе). Пусть лучше это будет либо личный, пусть и профессиональный дневник, либо полноценный обучающий ресурс. Думаю, еще до нового года смогу разрешить это противоречие.

 

 

Вот такая новость получилась экспромтом. Даже с элементами интервью.

Примерно так пишутся газетные новости. Думаю, эта модель подойдет и для интернета. Но здесь могут быть свои тонкости. Например, в газетном варианте не поставишь ссылку — а благодаря ссылкам существенно обогащается информационный потенциал новости. Можно сослаться на сайты персонажей, прошлые заметки, определения и так далее.

Правда, этот пост получился неполным, потому что мы не рассмотрели на практике новостной рерайтинг (с помощью которого, как я подозреваю, пишется 90% новостей в Рунете).

Если эта тема будет вам интересна — можно будем ее продолжить.

Как считаете?

Ваш тренер Трубадур

 

З.Ы. Пример рекламной новости, которую я не так давно писал для заказчика. Частично переделанная заказчиком.

А вот так пишут новости мои бывшие коллеги (правда, на украинском языке). Примерно в этом русле работал когда-то и я. Жаль, сайта тогда у нас не было.

 

З.З.Ы. Таки да, от поздравлений не откажусь:)

 


Понравилась публикация? Поделитесь с друзьями!


The following two tabs change content below.
Сергей Трубадур
Копирайтер-маркетолог, руководитель Школы продающих текстов, основатель проекта