Добрый день, коллега.
Скажите, как часто вы задаетесь вопросом о том, писать ли тестовую работу, если этого просит заказчик?
А может, вы уже неоднократно писали тестовые статьи?
С одной стороны хочется поучаствовать и выиграть тендер, особенно если условия интересные. Но с другой — возникает куча сомнений: а вдруг кинут?
Давайте сегодня обсудим все нюансы тестовых заданий и поставим жирную точку в этом вопросе.
И для начала разберемся →
Каким может быть тест
Можно выделить два варианта тестов:
-
Персональный
Это когда заказчик пишет непосредственно вам в личку и просит выполнить тестовую работу, чтобы понять, стоит ли с вами сотрудничать и справитесь ли вы с заказом.
Минус такого теста в том — вы не знаете, скольким авторам такой сомневающийся клиент уже успел написать.
Это опасно для вас тем, что такой хитрюга мог раздать нескольким фрирайтерам разные ТЗ, чтобы заполучить несколько разных статей нахаляву.
-
Публичный
Такие тесты публикуются прямо в проектах. Заказчик просит кандидатов написать небольшую (!) работу или ее кусочек. И показать прямо в заявке либо прислать на почту.
При этом задание все претенденты получают одинаковое, что уже более безопасно для вас.
Вот примеры таких проектов:
Условия, тем не менее, сомнительные…
Так в каких же случаях стоит браться за тестовые задания
Ну, во-первых, далеко не все заказчики — кидалы. Нужно это понимать, коллега :).Если вам поступило предложение сотрудничества, но сперва у вас просят тест, то:
- зайдите на аккакунт заказчика и удостоверьтесь в том, что с ним можно работать.
Отзывы, проекты, длительность пребывания на ресурсе, карма — всё это поможет вам понять, стоит ли доверять клиенту.
Если всё в порядке и вы не против теста, то беритесь.
Если заказчик на ресурсе «живёт» недолго, то поспрашивайте коллег — быть может, что подобное предложение поступило не только вам. И вот тут уже можно насторожиться!
- уточните, будет ли тест оплачиваемым, и отдавайте приоритет именно таким тестовым работам (особенно если речь идет о полноценных статьях).
Если заказчик гарантирует оплату, то попросите сразу внести предоплату за тестовую работу. Ведь если он и так собирается ее оплатить, то проблемы не возникнет.
А вот если обещание пустое, то клиент, скорее всего, откажется от сотрудничества (что многое скажет о нём).
- вы можете и вовсе отказаться от теста, аргументировав это тем, что у вас уже приличный опыт работы, есть навыки и профессиональные знания, портфолио и отзывы, — всё это гарантирует выполнение заказа на достойном уровне.
Конечно, такой вариант подходит опытным коллегам, которым нет смысла тратить время на тесты и есть чем убеждать.
Но неужели нашим новичкам стоит участвовать в тестах? Коллега, задайте себе вопрос:
Стоит ли оно того?
Ведь довольно часто требования в тестах весьма жёсткие, а заказчики — очень капризные.
Если вы потратите день-два на подготовку материала и написание статьи, а вас даже не выберут — наверное, не стоит. Ведь это время можно было бы использовать более эффективно:
— написать статьи на продажу или для портфолио
— поучиться
— поискать более подходящие проекты и подать в них заявки
— разведать обстановку на других ресурсах
— и так далее.
Если же тест вы можете сделать за 5 минут, то можно их и потратить.
(А иногда можно показать кусочек работы заказчику, даже когда он не просит тест — чтобы выделиться среди конкурентов.)
Но всё-таки в большинстве случаев тестовые работы — не слишком рентабельная трата времени. Шансы не предвидишь, время, силы и нервы потеряешь, результат может опечалить.
А в таком случае — зачем оно вам надо? 🙂
Ваши тренеры Александра Елтанская и Сергей Трубадур
P.S. Только для истинных копирайтеров прямого отклика — вакансия на форуме Школы.
Что еще написал Сергей Трубадур (Посмотреть все)
- Школа переехала - 02/07/2015
- Чему меня научил свой бизнес - 06/04/2015
- Реорганизация Школы Трубадура (!) - 23/03/2015
- Самозванцы в веб-копирайтинге - 17/03/2015