Добрый день, коллега.
На днях на форуме инфобизнеса я прочитал мнение о том, какой должна быть карьера фрирайтера — да и любого фрилансера.
(Вопрос касался того, нужен ли продукт для новичков-фрилансеров.)
Цитирую дословно:
Если у человека голова варит, может делать качественные сайты, дизайны, пишет статьи и т.п. — ему ничего не мешает зарегистрироваться на фриланс-ру и браться за выполнение заказов. Будет пополняться портфель, расти кол-во отзывов и, как следствие — успех и чек. Не вижу сложностей в организационном плане и потребности разжевывать новичкам очевидное.
Is true… if
В принципе, с одной стороны, это правда. Скажем, многие коллеги из топа free-lance.ru двигались наверх именно так:
начали писать для веба
зарегистрировались на бирже
стали брать заказы
начали пополнять портфолио и получать отзывы
с ростом профессионализма, портфолио и «пузомерок» поднимались в топе и в ставке
выбрались на олимп с неплохими ставками и объемами
Причем — безо всяких маркетинговых штучек и изысков. Без навороченного личного брендинга. Без обучающих курсов.
Для них сказанное выше — абсолютная правда.
Но не всё так просто, как хотелось бы.
Довольно редко развитие идет по ровной линии. Заказы не берутся. Портфолио не пополняется. Отзывы — не добавляются. А цены — не растут, как надо.
И многие авторы долгое время не топтались бы на месте, не сидели бы без заказов, не делали за копейки рерайтинг.
В чем же проблема? Что стопорит вас в развитии?
Давайте разберемся.
1. Профессионализм
Если вы внимательны, то заметили, что в цитате таится одно условие:
Если у человека голова варит, может делать качественные сайты, дизайны, пишет статьи и т.п
Условие качества работы. И, думаю, автор подразумевал, что качество должно касаться и статей.
А теперь подумаем — каждый ли автор может похвастаться качеством? Точнее, объективно говорить о качестве своей работы?
По моим наблюдениям, до 70% авторов:
— имеют нелады с грамотностью
— не имеют понятия, какой должна быть статья для людей (для роботов писать гораздо легче)
— начали писать с целью легкого, доступного заработка
Вообще, как ни удивительно, но в основному рынку достаточно и низкокачественных текстов.
Именно такие тексты чаще всего нужны для поисковых целей. Уникальность и ключи.
Читабельность ценят меньше. Высокий уровень веб-райтера — еще меньше. А для продающих целей заказывают только главную, и то не всегда.
Таких текстов нужно, как правило, много, а бюджеты — невелики.
Как результат, низкая оплата и низкие требования. А значит, достаточно и низкой квалификации авторов. Это видно даже по поисковым запросам — «работа копирайтером», «копирайтор» и т.п.
Приходит такой автор на free-lance. Начинает тыкаться-мыкаться. А хороших заказов не может взять. Только дешевые, и то по мелочи.
Почему?
2. Конкуренция
Это второй существенный фактор, который влияет на легкость продвижения к успеху (но связанный с первым).
По моим наблюдениям, именно среди веб-авторов наибольшая конкуренция, если сравнивать с другими фрилансерскими профессиями.
При том что по уровню средних заработков другие фрилансеры идут на опережение (особенно программисты).
Возможно, наблюдение и поверхностное — но поделюсь им.
Я неоднократно открывал на free-lance.ru тендеры примерно одинаковой сложности и уровня оплаты по разным дисциплинам. Если, конечно, я верно оценил шкалу оплаты по каждой профессии и сложность задачи.
И стабильно я получал от авторов намного больше предложений, чем от дизайнеров, программистов и оптимизаторов.
А найти доступного продвиженца на легкий проект — еще та задача: заявок почти не было!
При этом именно проекты по текстам привлекали больше всего желающих других специализаций и без специализации. Это тоже важный показатель.
Просто почему-то считается, что писать тексты — раз плюнуть. Это не дизайн нарисовать, не код сообразить и не сайт продвинуть. Нашел источники, отрерайтил, сдобрил ключами — готово!
А поэтому дерутся сотни, тысячи авторов за грошевые заказы у подножья горы, вместо того чтобы попробовать взобраться выше — не знают, не понимают, не умеют.
Самое странное, что с веб-райтерами низкого уровня часто сражаются и хорошие авторы, которые чувствуют язык, не допускают ошибок и знают, что такое статья. Консультируя таких авторов, я часто видел, как seo-райтинг портит их речь, затормаживая развитие.
В 90% случаев именно толковым авторам удается рвануть вверх, в другие сегменты. Туда, где ценят грамотность, читабельность, продающесть.
Но — не всем и не сразу. А некоторые годами сидят на одних расценках и с одной производительностью.
Для более быстрого результата в более короткие сроки даже сильным авторам нужен→
3. Личный маркетинг
Когда на рынке высокая конкуренция, выживают компании с более продуманным маркетингом.
А вырваться «из грязи в князи» — прямо стратегическая задача.
Личный маркетинг приходит на помощь тогда, когда:
— есть, что продавать (услуга качественная)
— но не получается идти по традиционному пути
— и хочется добиться результатов быстрее
Личный маркетинг нужен и в более конкурентных дешевых сегментах, и в менее конкурентных — дорогих. Ведь чтобы перейти в другую нишу:
нужно ее увидеть — провести маркетинговое исследование
нужно поднять качество услуги (как правило)
а часто и перепрофилироваться (потому что копирайтером, как правило, быть выгоднее)
нужно предложить нечто особенное, дав причину выбрать именно вас
и продать более высокую цену
нужно удержаться на высоте, используя эффективные методы привлечения и удержания клиентов
Чистый маркетинг, не так ли? 🙂
Конечно, вы можете пойти традиционным путем:
не покупать обучающих продуктов
не читать Огилви и кичиться этим
писать, как пишется, не совершенствуясь
брать количеством проданных статей, повышая цену на полдоллара после каждых 100 штук, как советуют «покорители бирж»
и, может быть, выйти в топ — хотя бы ТС
Но если вы чувствуете, что «катерпиллер катерпиллар катерпиллор» — не ваше, и вы хотите большего и побыстрее — пожалуй, лучше подойти к процессу в качестве маркетолога.
Не забывая, конечно, о терпении и трудолюбии. Москва не за день строилась :).
Ваш тренер Трубадур
З.Ы. 2 года назад я вышел в качестве тренера с предложением пути копирайтера — человека, умеющего убеждать текстом (заказчиков).
Но путь маркетолога, я уверен, намного эффективнее пути копирайтера — хотя бы потому, что охватывает гораздо больше факторов рынка и техник увеличения прибыли.
Именно по этому пути мы будем идти с вами. Если вы захотите, конечно :).
Что еще написал Сергей Трубадур (Посмотреть все)
- Школа переехала - 02/07/2015
- Чему меня научил свой бизнес - 06/04/2015
- Реорганизация Школы Трубадура (!) - 23/03/2015
- Самозванцы в веб-копирайтинге - 17/03/2015