Как зарабатывать фрирайтеру при нехватке времени

Добрый день, коллега.

Сегодня мы начинаем новый цикл постов для новичков. Темы для постов вы можете по-прежнему высказывать — я буду только благодарен.

(«Старичков» тоже забывать не будем — темы статей будут чередоваться по сложности.)

А начнем мы с вопроса, который задавали чаще всего (честно, не знал, что это такая проблема) —

 

Как успевать зарабатывать при нехватке времени?

Не так уж и редко новички пробуют себя во фриланс-профессиях, еще продолжая работать на основной работе — чаще всего в офисе. И не всегда в рабочее время можно что-то делать.

Другой вариант этой проблемы — молодые мамы и домохозяйки, у которых основное время уходит на ребенка.

Как пишет читательница Ирина:

 

У меня, как и у многих, проблема со временем: оно полностью отдается маленькому ребенку. Реально могу работать не больше 2 часов в день. Проблема усугубляется тем, что я вообще тугодум. Поэтому отвечать на срочные проекты просто боюсь: вдруг не успею?

 

Результат один: всего несколько часов свободного времени, которое можно посвятить работе. Вы лезете в тендеры, но боитесь взять заказ — а вдруг надо срочно? А вдруг заказчик выберет вас, а вы сможете ответить только через сутки и не успеете выполнить заказ?

Подумав, я осознал, что это действительно проблема:

— вы теряете большую часть заказов и все срочные (а на биржах контента оперативность ответов и выполнения заказа обычно должна быть намного выше)

— вам трудно конкурировать с основной массой фрилансеров, не работающих  в офисе

— вы рискуете подвести заказчика

К слову, небольшое пояснение насчет заказчиков — попытайтесь понять их.

Заказчику нужно, чтобы вы решили задачу в оговоренный срок. Он может быть и достаточно длительным, но обязательства нужно выполнять.

С другой стороны, знаете ли вы, что больше всего раздражает заказчиков во фрилансерах? Беспунктуальность.

Как ни странно, но фрилансеры подводят заказчиков довольно часто. То берут заказ и пропадают (иногда и с деньгами). То кормят бесконечными «завтраками». То сдают работу, сделанную наспех — и курам на смех.

Я сам в роли заказчика сталкивался с этим несколько раз. Одного веб-райтера я взял за то, что писал хорошо и укладывался в нужный бюджет. Но вместо недели он мне морочил голову 4 недели, и в итоге не сделал работу и на 50%!

Не берите пример с таких товарищей. Пусть вы сделаете меньше — но толково и в срок.

 

Настращал? 🙂 Теперь буду успокаивать.

Выход из этой проблемы есть, причем не один. И сейчас я о нем расскажу:

 

Схемы работы при ограниченном бюджете времени

— Самый первый вариант, который приходит в голову — это писать статьи в свободную продажу на Textsale.

Здесь всё просто: выкроили часок — написали статейку на ходовую тему.  Никому ничего не должны, никого не подводите, пишете себе в удовольствие.

Правда, есть несколько проблем, которые сильно влияют на возможность такой схемы:

— цены статей в свободную продажу в среднем ниже, чем заказных, а «потолок» невелик

— в магазине огромнейшая конкуренция, и раскрутится довольно непросто

— и главное — нет никакой стабильности и предсказуемости: статью могут выкупить на второй день, через месяц или через год

Поэтому свободную продажу я рекомендую скорее как способ потренироваться. Возможно, поднабрать статей в портфолио, если у вас их выкупят хотя бы с десяток.

Кстати, о тренировке…

 

— Не идти с пустыми руками на амбразуру

Тактика многих новичков — еще не набрав толком портфолио, пытаться вырвать реальный заказ. И получать опыт, так сказать, прямо в бою.

Как по мне, эта тактика не лучшая — если вы приходите во фриланс с пустыми руками, сначала потренируйтесь и наберите портфолио. А если еще и писать не умеете — сперва научитесь (не говоря уже об ошибках).

Но здесь дело даже в другом: с частичной занятостью вы просто не сможете использовать эту тактику. Именно она подразумевает постоянное рысканье в поисках возможных заказов и очень оперативное их выполнение.

Лучше не спеша подучиться, набрать портфолио (можно тренировочное), возможно, какие-то отзывы, заполнить как следует профили. Как это делать, мы еще поговорим.

Всё это можно делать продуманно, не торопясь, в ваши свободные часы. И с инвестированием времени в ваше будущее.

 

— Не браться за срочные заказы — отписываться только там, где нужно качество, а не срочность.

Нужно взять чем-то другим — например, специализацией.

К примеру, вам хорошо даются статьи о моде. Как правило, если заказчик ищет специализированного исполнителя, он не так торопится, как с простыми статьями. И вы можете доказать, что лучше других справитесь с этой темой.

Кроме того, вам лучше отписываться на фриланс-биржах, а не биржах контента — как я уже сказал, на вторых обороты заметно быстрее. Доходит до того, что, например, на TextBroker заказ может уйти за несколько секунд (тамошнее правило: кто взял — того и тапки).

 

— Найти одного-двух-трех постоянных заказчиков.

В вашей ситуации целью должны стать именно постоянные заказчики.

Конечно, довольно часто как раз разовые и даже срочные превращаются в постоянных. Но вам изначально нужны те, кто ищет исполнителей на постоянное сотрудничество:

— посредники-оптимизаторы и другие

— владельцы постоянно обновляемых сайтов

Да, посредники часто предлагают меньше. Но не факт, что этих «меньше» вам не хватит (расскажу чуть ниже свой пример).

Нужно, чтобы при этом вам не ставили жесткие сроки, и вы сами планировали время. Например, сдавали заказ раз в неделю.

Вы сейчас наверняка думаете — «Так все ж ищут постоянных заказчиков? Как их привлечь?».

А вот здесь вам и пригодятся ваши наработки: обучение, тренировочное портфолио, любимые темы и т.п. Ну и, конечно же, умение отвечать в проектах и убеждать заказчиков в переписке (тоже отдельные большие темы).

Не переживайте и не опускайте руки, если сразу этого не получится. Поиск постоянных заказчиков стоит месяца усилий. А этот месяц можно посвятить дополнительному повышению квалификации.

А теперь→

 

О моем опыте

Когда-то я был в практически таком же положении, как и вы.

В мае 2007-го я зарегистрировался на TextSale (биржа только-только открылась).

В то время я был журналистом-новостником — полный рабочий день. Единственное преимущество перед вами было в том, что на работе тогда не сильно гоняли за левые занятия, и я мог в течение дня захаживать на биржу и в мейл.

Не буду описывать подробности, но очень скоро я переключился на поиск как раз-таки постоянного заказчика. И нашел его (точнее, ее) на free-lance.ru.

Лариса заказывала мне по 1 статье в неделю по довольно приличной для меня (на то время) цене — 5,5 долларов за 1000 знаков. Статья — в среднем 6 тысяч. Я писал ее за 3-4 часа, не напрягаясь, в вечернее время. Получалось за месяц 120-150 долларов — на то время почти 100% добавка к зарплате!

Эта идиллия продолжалась полгода, пока Лариса не взяла тайм-аут и не пропала. Что интересно, написанные тогда статьи я в Сети так и не нашел :).

А вскоре я уволился из газеты и после небольших переключений полностью перешел во фриланс.

Вот так-то — ищите своего постоянного заказчика!

 

Ваш тренер Трубадур

The following two tabs change content below.
Сергей Трубадур
Копирайтер-маркетолог, руководитель Школы продающих текстов, основатель проекта