Ученье — свет, а неученье … дырка от бублика?

Добрый день, коллега.

Кто самый лучший учитель обычного веб-автора? Конечно же, практика. Выполняя десятки проектов, общаясь со множеством заказчиков, мы оттачиваем свое мастерство.

Но достаточно ли этого? Смотря куда вы метите. Скорее всего — нет.

Сегодня мы поговорим не о том, чему и у кого, а том, сколько и как стоит учиться будущему фрирайтеру.

 

РАЙТЕР ПРАКТИКОЙ СЫТ

В жизни рядового сео-райтера места обучению не так и много. Некогда. Схватил азы — и вперед: шпарить, шпарить, шпарить тексты с ключами.

Правда, часто в эту нишу приходят уже подготовленные люди — журналисты, филологи. Но обычно долго здесь (в сео-текстах) не задерживаются.

Впрочем, и у райтера, пишущего статьи для людей, временной бюджет на обучение чаще мизерный. Для обучения обычно используются статьи и посты по конкретному вопросу.

Другое дело — копирайтеры. Особенно новички — те, кто, устав от сео-портянок, жаждут поднять свой доход и овладеть загадочными «продающими текстами».

Многие начинают с классиков. Огилви стал уже притчей во языцех. Не был в Керчи — так молчи не читал Огилви — ты ничего не знаешь:).

После классики хватаются за тренинги. По эффективности это, пожалуй, самая сильная штука — точная выжимка информация, заточенная под конкретный случай, с практическими примерами.

И это не говоря о тех же статьях и постах. Можно подписаться сразу эдак на 7 блогов о продающих текстах (которые, правда, обычно повторяют друг друга).

Что получаем в итоге? Кашу. Настоящую кашу из информации в голове.

 

КОПИРАЙТИНГОВАЯ КАША

Я помню свои первые рекламные тексты. Писать их было очень тяжело. Не только потому, что вновь. Скорее — из-за конфликта той информации, которой наспех была заполнена голова.

Какой тип заголовка поставить? Какой тип вруба в текст? Какую тактику использовать — от ожиданий, от сомнений, от выгоды, от конкурентного отличия? Какой стиль? Какие фишки применить?

Поверьте, было довольно трудно.

А ведь был даже период, когда я больше времени тратил на учебу, а не на работу. Коэффициент кашеообразования в голове резко возрастал:).

Поэтому периодически я устраивал паузы, чтобы накопленная информация могла хоть как-то структурироваться во время работы над новыми заданиями.

Потом пришел момент, когда я почувствовал, что новая информация либо повторяет уже известные знания, либо попросту не нужна. Возможно, пока еще не нужна.

И тогда я перекрыл «краник» новых знаний, особенно теории. Ограничился только какими-то точечными знаниями по новым задачам.

Часть информации отсеивалась, часть забывалась. Остатки переставали конфликтовать между собой и складывалась в какое-то подобие системы.

Так возникли мой метод работы, несколько собственных формул и тактик. В числе прочего — формула рекламы, с которой знакомы читатели «Успехологии».

Постепенно метод менялся (и продолжает меняться). Просачивались какие-то новые знания, появлялись собственные мысли. Например, в последнее время я стал тяготеть к немного более агрессивным текстам. И применять тактику последовательного разрушения сомнений читателя (используя ЧаВо).

 

ЖАЖДА ОБУЧЕНИЯ

С начала года я почти ничего не читал, не слушал и не проходил. Только, опять же, точечные материалы + книги и курсы по дополнительным дисциплинам: веб-аналитике, контекстной рекламе, рассылкам.

По копирайтингу — ничего, кроме блогов. Щенерт и Ценев с тоской ждут лучших времен.

Каша в голове более-менее рассосалась. Методы отточены и развиваются дальше.

Но чувствую, что… чего-то не хватает. Хочется пройти какой-то тренинг. Почитать хорошую книгу с хорошими примерами. Утолить жажду обучения.

Наверное, хорошо, что эта жажда вообще возникает. Если вечно вариться в собственном соку, можно свернуть не туда.

Но и объедаться всей доступной информацией — конечно, не стоит. Есть более эффективные тактики обучения.

Кстати, большинство тактик я уже вскользь упомянул:→

 

ПЯТЬ ТАКТИК ОБУЧЕНИЯ

1. Первая тактика — учиться только на своих работах.

В мировой практике изредка случаются самородки, которые почти не читают и ни у кого не учатся. А с самого начала идут своим путем, тестируют собственные догадки и из практики добиваются успеха.

Но не знаю, применимо ли это к копирайтингу. К сео-райтингу без притязаний — быть может.

 

2. Вторая — тактика подмастерья

Некоторые авторы с самого начала работают с более опытными коллегами. А бывает и так, что их учат заказчики.

Хороший вариант для старта.

 

3. «Всё съем»

Болезнь тех, кто хочет расти вверх:). Но обычно быстро проходит.

 

4. Точечная тактика

Только узкие материалы по конкретной практической задаче. Например, нужно написать коммерческое предложение — читаешь ряд практических статей по теме.

На этой тактике, вероятно, и останавливаются опытные авторы, которые много пишут. Банально нет времени обучаться, да и потребности особой нет — заказов и так по горло.

 

5. Комбинированная тактика

Опять же, вариант «золотая середина» оказывается лучшим.

Можно в обычное время обучаться точечно. Но периодически поглощать большие порции информации. Например:

— Вы хотите поднять свой уровень в новой специализации — к примеру, директ-мейл

— Вы хотите подтянуть хвосты в каком-то вопросе. Например, поработать над складностью речи

— Уважаемый вами тренер проводит мастер-группу, и вы готовы в ней поучаствовать

— И/или у вас появилось свободное время. Например, окно между заказами (если такое у вас бывает).

Если такого времени нет, можно выделять на обучение один час в день до работы. Или после нее. Или один день в неделю. Чтобы и заказам ущерба большого не было, и эффективность была.

Но опять же — не стоит читать книгу только потому, что вы ее скачали. Читайте то, что актуальнее для вас в этот момент.

Для меня, к примеру, сейчас особенно актуальны три направления:

— маркетинг в широком и практическом смысле + психология продаж (в офлайне)

— практика эффективной рекламы НА РЕАЛЬНЫХ ПРИМЕРАХ

— и, возможно, продвинутые курсы по директ-мейлу (в офлайне)

Первым делом я заполучил «Больше денег от Вашего бизнеса» Александра Левитаса. Рекомендую — очень занятно и только «мясо», пример на примере.

Засим раскланяюсь.

Ваш Трубадур

 

З.Ы. Не затронул один вопрос — сколько денег тратить на обучение.

Вы можете не потратить ни копейки, если будете обучаться чисто по книгам и курсам в бесплатном доступе.

Но с печатной книгой учеба будет более эффективной. Как и с живыми мастер-группами или курсами с обратной связью.

Так что решать вам.

Во время своего «Всё съем» я потратил на обучение порядка 500 долларов. И эти деньги вскоре окупились.

Но с тех пор покупаю мало. А хотелось бы:).

 

 

 

 

The following two tabs change content below.
Сергей Трубадур
Копирайтер-маркетолог, руководитель Школы продающих текстов, основатель проекта