Добрый день, коллега.
Практически каждый день я слышу фразы:
«Свой полет не стоит ограничивать»…
«Все темы одинаково востребованы»…
«Хороший автор с любым заданием справится»
Но остаюсь непреклонным во мнении, что писать всё для всех — путь неправильный и неэффективный.
Поэтому в продолжение прошлого поста мы продолжим сегодня разговор о позиционировании и рассмотрим узкий его вариант — нишевание. Стоит ли нишеваться? Какие выгоды это сулит и чем это опасно?
Давайте разбираться.
WHAT IS НИШЕВАНИЕ
С одной стороны, это банальная специализация.
Если говорить о строительстве, вы можете быть строителем-разнорабочим. Можете заниматься окнами, балконами, жалюзи и ролетами. А можете ограничиться только обшивкой балконов.
Так и в текстах. Можно писать любые тексты, как делает большинство. Можно специализироваться на рекламных текстах, быть копирайтером. А можно и вовсе ограничиться, скажем, коммерческими предложениями.
С другой стороны — я говорю о нишевании как о способе позиционирования. Недостаточно просто специализироваться на каком-то типе текстов — нужно донести до потенциального клиента мысль об этом. И о том, что в своей нише вы эксперт (а в идеале — что вы лучший).
Я считаю, что нишевание — один из лучших, самых эффективных вариантов позиционирования (а может быть и лучший). Если, конечно, в своей нише вы занимаете достойное место.
Почему так? Нишевание — вариант настоящего уникального торгового предложения (УТП). А «истинное» УТП куда эффективнее «ложного» — всяких разных «вкусных», «грациозных», «карамельно-конфетных» текстов и так далее.
(Хотя и «ложное» УП может успешно работать).
Потому что у вас действительно есть отличие (а не только образ отличия), которое клиенту легче показать и доказать — и заинтересовать им.
Впрочем, на практике мы не видим не то что нишевания, а даже и попыток отличаться.
«КУШАТЬ ВСЁ» —
Это стремление мы видим у 90% авторов. Особенно — новичков.
Новичок с радостью хватается за ВСЁ. Всё что под руку подвернется. За всякий кусок, который можно ухватить.
Это и понятно — хочется наконец начать зарабатывать. И кушать. И быть может, набрав некоторый рейтинг и пул заказчиков, новичок сможет сделать переоценку ценностей.
Но в том то и дело, что нишеваться обычно не стремятся и более опытные авторы. И продолжают сражаться за каждый возможный кусок.
Юридические тексты? Пожалуйста. Адалт? Пожалуйста. Шаблон для генерации? Муторно, но можно. А может быть, постинг на форуме козоводов? Да без проблем:).
Я считаю, что писать всё для всех, НИКАК не выделяя себе нишу — путь попросту неэффективный. А иногда и глупый. Потому что можно облажаться в незнакомой тебе теме — или заниматься теми типами текстов, которые тебе поперек горла стоят.
ИДЕЯ НИШЕВАНИЯ
Смысл нишевания состоит в принципе, который был сформулирован Джеком Траутом (скажем ему спасибо):
Люди склонны скорее доверять (товарам-)специалистам, чем «всему для всех»
На практике это значит: большинство людей (хотя и не все) предпочитают работать с экспертами, узкими специалистами — здесь речь может идти и о человеке, и о специализированном товаре/услуге/компании.
Не знаю, как вы, но поесть пиццы я отправляюсь в пиццерию, а не в простое кафе, где пицца есть в меню. Рыбу покупаю в рыбном магазине, а не в простом продуктовом. А верстку флеш-сайта заказывал у флешера, а не программиста широкого профиля (даже если последний неплохо знает flash).
Это работает, хоть и с оговорками. Потому что такова человеческая ПСИХОЛОГИЯ. Как я уже говорил, ворота в сознание узкие, а нишевание «затачивает» ваш образ, позволяя ему войти в эти ворота.
Напротив, человек не может сразу восприниматься как специалист во всем. Даже если он амбидекстр и всесторонне одаренный гений. Ну очень трудно поверить, что каменщик отлично играет на фортепиано, вышивает крестиком и разбирается в валютных операциях:).
Но большинство веб-авторов напоминают именно этого каменщика. Я вам и сео-контент напишу, и постов наклепаю, и отрерайчу, и размножу, и продам текстом, и аналитическую статью забацаю.
(Кстати, меня умиляет, когда автор пишет в своем профиле — пишу обалденные интересные живые продающие сео-тексты для людей и роботов… да что ты говоришь?:))
Сознание сопротивляется — не-воз-мож-но! Невозможно быть экспертом во всём.
Да, если речь идет о низкокачественных текстах, заказчику особо без разницы — лишь бы платить недорого.
Но когда нужны тексты для важных задач — буклет, одностраничник, пресс-релиз, коммерческое предложение, статья в глянцевый журнал, рекламная концепция — он скорее обратится к более узким специалистам.
Не всегда — но с большой долей вероятности.
Отсюда —
ПЛЮСЫ НИШЕВАНИЯ
Плюс 1. Нишевым специалистам доверяют больше
Об этом мы уже сказали. Для серьезных статей о строительстве скорее выберут бывшего прораба (конечно, если он еще и пишет нормально).
Плюс 2. Нишевому специалисту легче запомниться
Часто бывает так, что заказчик обратит внимание на вашу рекламу, профиль, сайт. И когда понадобятся услуги по вашей специализации — обратится именно к вам.
И знакомым порекомендует.
Плюс 3: Узким специалистам часто платят больше
Статус эксперта повышает вашу ценность. Особенно если вы подкрепляете его своими работами.
Плюс 4. В качестве ниши вы обычно выбираете тему, в которой лучше всего разбираетесь
А значит, вы будете чувствовать себя в ней как рыба в воде. Если вы райтер — сможете писать статьи чуть ли не с головы. И тратить на работу меньше времени.
Плюс 5. Если вам повезет, вы выбираете то, что вам ближе всего
А это настоящий кайф — когда вы пишете на любимую тему и/или в любимом жанре, отлично разбираетесь в своей теме, работаете более эффективно — и при этом пользуетесь успехом у заказчиков и получаете большие деньги.
Впрочем, у нишевания есть и свои минусы…
О них и моем личном примере мы поговорим в следующем посте.
Ваш тренер Трубадур
З.Ы. Поздравляю всех блогеров с прошедшим днем блога:).
Что еще написал Сергей Трубадур (Посмотреть все)
- Школа переехала - 02/07/2015
- Чему меня научил свой бизнес - 06/04/2015
- Реорганизация Школы Трубадура (!) - 23/03/2015
- Самозванцы в веб-копирайтинге - 17/03/2015