Нишевание для веб-автора: за и против. Часть 1

Добрый день, коллега.

Практически каждый день я слышу фразы:

«Свой полет не стоит ограничивать»…

«Все темы одинаково востребованы»…

«Хороший автор с любым заданием справится»

Но остаюсь непреклонным во мнении, что писать всё для всех — путь неправильный и неэффективный.

Поэтому в продолжение прошлого поста мы продолжим сегодня разговор о позиционировании и рассмотрим узкий его вариант — нишевание. Стоит ли нишеваться? Какие выгоды это сулит и чем это опасно?

Давайте разбираться.

 

WHAT IS НИШЕВАНИЕ

С одной стороны, это банальная специализация.

Если говорить о строительстве, вы можете быть строителем-разнорабочим. Можете заниматься окнами, балконами, жалюзи и ролетами. А можете ограничиться только обшивкой балконов.

Так и в текстах. Можно писать любые тексты, как делает большинство. Можно специализироваться на рекламных текстах, быть копирайтером. А можно и вовсе ограничиться, скажем, коммерческими предложениями.

С другой стороны — я говорю о нишевании как о способе позиционирования. Недостаточно просто специализироваться на каком-то типе текстов — нужно донести до потенциального клиента мысль об этом. И о том, что в своей нише вы эксперт (а в идеале — что вы лучший).

Я считаю, что нишевание — один из лучших, самых эффективных вариантов позиционирования (а может быть и лучший). Если, конечно, в своей нише вы занимаете достойное место.

Почему так? Нишевание — вариант настоящего уникального торгового предложения (УТП). А «истинное» УТП куда эффективнее «ложного» — всяких разных «вкусных», «грациозных», «карамельно-конфетных» текстов и так далее.

(Хотя и «ложное» УП может успешно работать).

Потому что у вас действительно есть отличие (а не только образ отличия), которое клиенту легче показать и доказать — и заинтересовать им.

Впрочем, на практике мы не видим не то что нишевания, а даже и попыток отличаться.

 

«КУШАТЬ ВСЁ» —

Это стремление мы видим у 90% авторов. Особенно — новичков.

Новичок с радостью хватается за ВСЁ. Всё что под руку подвернется. За всякий кусок, который можно ухватить.

Это и понятно — хочется наконец начать зарабатывать. И кушать. И быть может, набрав некоторый рейтинг и пул заказчиков, новичок сможет сделать переоценку ценностей.

Но в том то и дело, что нишеваться обычно не стремятся и более опытные авторы. И продолжают сражаться за каждый возможный кусок.

Юридические тексты? Пожалуйста. Адалт? Пожалуйста. Шаблон для генерации? Муторно, но можно. А может быть, постинг на форуме козоводов? Да без проблем:).

Я считаю, что писать всё для всех, НИКАК не выделяя себе нишу — путь попросту неэффективный. А иногда и глупый. Потому что можно облажаться в незнакомой тебе теме — или заниматься теми типами текстов, которые тебе поперек горла стоят.

 

ИДЕЯ НИШЕВАНИЯ

Смысл нишевания состоит в принципе, который был сформулирован Джеком Траутом (скажем ему спасибо):

Люди склонны скорее доверять (товарам-)специалистам, чем «всему для всех»

На практике это значит: большинство людей (хотя и не все) предпочитают работать с экспертами, узкими специалистами — здесь речь может идти и о человеке, и о специализированном товаре/услуге/компании.

Не знаю, как вы, но поесть пиццы я отправляюсь в пиццерию, а не в простое кафе, где пицца есть в меню. Рыбу покупаю в рыбном магазине, а не в простом продуктовом. А верстку флеш-сайта заказывал у флешера, а не программиста широкого профиля (даже если последний неплохо знает flash).

Это работает, хоть и с оговорками. Потому что такова человеческая ПСИХОЛОГИЯ. Как я уже говорил, ворота в сознание узкие, а нишевание «затачивает» ваш образ, позволяя ему войти в эти ворота.

Напротив, человек не может сразу восприниматься как специалист во всем. Даже если он амбидекстр и всесторонне одаренный гений. Ну очень трудно поверить, что каменщик отлично играет на фортепиано, вышивает крестиком и разбирается в валютных операциях:).

Но большинство веб-авторов напоминают именно этого каменщика. Я вам и сео-контент напишу, и постов наклепаю, и отрерайчу, и размножу, и продам текстом, и аналитическую статью забацаю.

(Кстати, меня умиляет, когда автор пишет в своем профиле — пишу обалденные интересные живые продающие сео-тексты для людей и роботов… да что ты говоришь?:))

Сознание сопротивляется — не-воз-мож-но! Невозможно быть экспертом во всём.

Да, если речь идет о низкокачественных текстах, заказчику особо без разницы — лишь бы платить недорого.

Но когда нужны тексты для важных задач — буклет, одностраничник, пресс-релиз, коммерческое предложение, статья в глянцевый журнал, рекламная концепция — он скорее обратится к более узким специалистам.

Не всегда — но с большой долей вероятности.

Отсюда —

 

ПЛЮСЫ НИШЕВАНИЯ

Плюс 1. Нишевым специалистам доверяют больше

Об этом мы уже сказали. Для серьезных статей о строительстве скорее выберут бывшего прораба (конечно, если он еще и пишет нормально).

 

Плюс 2. Нишевому специалисту легче запомниться

Часто бывает так, что заказчик обратит внимание на вашу рекламу, профиль, сайт. И когда понадобятся услуги по вашей специализации — обратится именно к вам.

И знакомым порекомендует.

 

Плюс 3: Узким специалистам часто платят больше

Статус эксперта повышает вашу ценность. Особенно если вы подкрепляете его своими работами.

 

Плюс 4. В качестве ниши вы обычно выбираете тему, в которой лучше всего разбираетесь

А значит, вы будете чувствовать себя в ней как рыба в воде. Если вы райтер — сможете писать статьи чуть ли не с головы. И тратить на работу меньше времени.

 

Плюс 5. Если вам повезет, вы выбираете то, что вам ближе всего

А это настоящий кайф — когда вы пишете на любимую тему и/или в любимом жанре, отлично разбираетесь в своей теме, работаете более эффективно — и при этом пользуетесь успехом у заказчиков и получаете большие деньги.

 

Впрочем, у нишевания есть и свои минусы…

О них и моем личном примере мы поговорим в следующем посте.

Ваш тренер Трубадур

З.Ы. Поздравляю всех блогеров с прошедшим днем блога:).

The following two tabs change content below.
Сергей Трубадур
Копирайтер-маркетолог, руководитель Школы продающих текстов, основатель проекта