Эти ужасные кривые ТЗ…

Добрый день, коллега. По долгу тренерской «службы» в последнее время часто читаю ТЗ, которые достаются новичкам на биржах (особенно — биржах контента). И каждый раз благодарю Бога за то, что сам давно уже не сталкиваюсь с таким. А если что-то и не нравится, могу смело отказаться. Меня даже удивило предложение от постоянной читательницы Ольги насчет идеи для конкурса:

А почему бы вам не взять какое-нибудь свое очень тяжелое ТЗ, которое вам лично выдал любой из ваших привередливых заказчиков и не бросить его на растерзание конкурсантам?

Это какие такие тяжелые ТЗ? :) Я ими не занимаюсь. Конечно, мне пришлось и поучиться, и натренироваться, чтобы писать тексты без особых усилий. Но по сравнению с тем, что приходится писать «молодым» веб-райтерам, я чувствую себя гурманом, перебирающим харчами. Особенно после ТЗ, недавно поступившего через форму заявки на моем сайте:

статья должна быть уникальна и не менее 1000 знаков

металлические двери-2ст

технические двери-6ст

противопожарные двери-3ст

металлические двери ламинат-9ст

металлические двери с порошковым напылением-9ст

металлические двери мдф-9ст

металлические двери массив-9ст

элитные металлические двери-9ст

металлические тамбурные двери-3ст

навесы из поликарбоната-9ст

металлические гаражные ворота-3ст

садовые ворота-3ст

откатные ворота-9ст

распашные автоматические ворота-9ст

заказать металлическую дверь-1ст

заказать стальные двери-1ст

металлические двери на заказ-1ст

  Получается, что мне нужно написать, скажем, 9 статей только про «металлические двери массив»?! Здесь налицо все признаки SEO-ориентированности задания, когда во главу угла ставится уникальность текста, а тема статьи формулируется в виде ключа. Естественно, после разъяснений по характеру и методу моей работы и оглашения возможной цены заказчик даже не ответил :). Конечно, я мог бы сделать комплект текстов для сайта по продаже металлических дверей. Комплект человеческих текстов для сайта-продавца. Но вся работа строилась бы совсем по-другому:

1. Заполнение подробного брифа.

2. Разработка концепции сайта и (по желанию заказчика) УТП.

3. Разработка структуры продающего сайта. Где страница идет на услугу, а не на ключ, а в крайнем случае делаются дополнительные посадочные страницы под нужные ключи — но тоже продающие.

4. Последовательная работа над всеми текстами сайта с мини-брифом к каждой новой услуге.

Именно так я работал над последним крупным проектом. Для меня этот проект был непростым — огромный сайт со сложной структурой, технологические тонкости. Тема — проектирование, производство и строительство деревянных конструкций. Но по сравнению с кривыми ТЗ текстовых бирж это были ягодки. И под каждую страницу я всегда мог получить недостающую маркетинговую информацию. Так работается копирайтеру с адекватными заказчиками и при полноте информации.  

А что же делать бедному «молодому» райтеру с кривыми ТЗ при нехватке инфы?

У вас есть две возможности:

1. Вы можете вообще беречь себя, отыскивая только заказы с «человеческими» ТЗ, которые вам по душе.

2. Вы можете браться и за сложные ТЗ, но только для тренировки.

В свое время я дерзнул взять на Сёрче очень трудное задание от не менее трудного заказчика, только чтобы проверить себя. Сам собой тогда остался доволен (хотя и получилась сео-солянка), но заказчик умолчал :). Уже довольно скоро понял, что такие порывы — это мальчишество для исполнителя (хотя и не грех, а иногда и выгодный ход). Кстати, коллега, если уж беретесь за кривые ТЗ, используйте несколько хитростей:

— еще до заявки в проекте проверьте, достаточно ли информации в Интернете по этой теме

уточните у заказчика, сможет ли он предоставить еще информацию конкретно по сайту, для которого пишутся тексты (может оказаться, что заказчик вполне адекватен, просто не разбирается)

учитесь вписывать сложные ключи без вреда для читабельности

— и, конечно же, соизмеряйте потенциальные затраты времени и нервов с прибылью и получаемым опытом

А вот если вам постоянно приходится работать по жестким ТЗ, чтобы прокормиться, и вы не видите альтернативы — это действительно печально. Тогда учитесь личному маркетингу и стремитесь в сегмент «человеческих» статей — он действительно есть, и хорошим авторам место именно там. Ваш тренер Трубадур


Понравилась публикация? Поделитесь с друзьями!


The following two tabs change content below.
Сергей Трубадур
Копирайтер-маркетолог, руководитель Школы продающих текстов, основатель проекта