Стоит ли фрилансеру создавать команду?

Добрый день, коллега.

 

Возникало ли у вас желание создать свою команду авторов? А если вы воплотили это желание — чем это закончилось?

В свое время я создал две команды веб-райтеров. И дважды зарекался иметь с этим дело.

 

Моя первая команда

Уже через пару месяцев работы в веб-райтинге я решил, что гуртом и батька легче бить. То есть, пробиться командой на рынке легче. Заодно подумывал брать какой-то процент за организаторскую работу (но позже отказался от этого).

Я собрал команду, сделал простецкий сайт на конструкторе (даже WordPress был для нас тогда темным лесом), и мы начали покорять форумы и биржи.

Сёрч не поддался, mastertalk и free-lance принесли всего пару заказчиков, copylancer только-только открылся. Работы на толпу явно не хватало (нас было четверо).

Потом я на какое-то время выпал из работы, а когда вернулся, обнаружил, что наш квартет стал квинтетом, а дела на копилансере пошли довольно неплохо.

Вместе с крупным (хотя и дешевым проектом) с фриланса уже основанная мной команда помогла мне взять новый старт.

Но писать вечно за 2-3 доллара за 1000 без пробелов мне не хотелось, а для ребят я стал даже обузой, потому что приходилось делиться с ними заказами. И я решился уйти в свободное плавание на Сёрче.

 

Вторая команда

Второй проект я создал сгоряча, и поэтому просуществовал он недолго. Случилось это тогда, когда из «пишущего инженера-строителя» я начал переквалифицироваться в «инженера веб-копирайтинга» (ставшего «инженером убеждения»).

По новому профилю заказов было не так много, и я решил параллельно поэксплуатировать и старый бренд, но теперь в формате команды. Здесь на первый план вышло уже желание заработать на своей комиссии.

Собрать новую команду оказалось очень простой задачей. Гораздо сложнее оказалось насытить такую ораву заказами. Тем более что это был канун Нового года — традиционный спад в заказах.

Поэтому промучившись недолго в роли организатора, я вскоре распустил вторую команду и уже окончательно зарекся иметь с этим дело.

(Впрочем, я чуть было не решился на организацию команды в третий раз — уже в формате веб-студии. Слава Богу, пронесло.)

 

Так стоит ли создавать команду?

Стоит. Но только в определенных случаях и с четким пониманием, зачем это делается.

Давайте разберем, с какими целями обычно создаются команды фрилансеров?

Я выделяю две самых частых:

1. Кооперация для привлечения и освоения больших объемов заказов

2. Желание подзаработать на организаторской деятельности

Довольно часто две эти функции пересекаются.

Свою первую команду я создавал скорее для кооперации. А вторую — уже под личным брендом и больше с целью заработать на добавочном проценте.

Общей целью обеих команд было привлечь большие ОБЪЕМЫ заказов.

В чем были мои ошибки?

 

В первом случае — я совсем не понимал задач команды

— Я думал, что многопрофильность — это большой плюс. Есть команда из авторов разного уровня и разной специализации.

На самом же деле многопрофильность обычно уступает нишеванию.

 

— Я считал, что бренд команды раскрутить легче.

Оказалось — наоборот: легче одному человеку показать себя специалистом, чем утвердить бренд компании.

 

— Я думал, что такой команде охотнее доверят жирные заказы.

И опять просчет — дорогие заказы на нашем рынке обычно доверяют авторам с громким именем (или именным агенствам). Возможно, официально оформленным компаниям. Но никак не «самодельным» кооперативам.

 

Как писал кто-то из коллег, такие кооперативы нужны как раз в нижних ценовых сегментах. Например, чтобы освоить большой объем рерайта — эдак миллион знаков.

Заказчикам это может быть интересно — результат они могут получить быстрее, а бремя координации работы перекладывается на ответственное лицо коллектива.

И это интересно дешевым исполнителям, которые получают достаточный для прокорма объем заказов.

Но я ведь не хотел быть дешевым исполнителем и шпарить в больших объемах недорогой контент…

 

Во втором случае — неправильный маркетинг

Да, я правильно выбрал стратегию: именная команда, специализация. Но:

— Я поторопился

Кто создает именную команду? Автор-бренд, который уже настолько раскручен, что просто физически не справляется с заказами (причем не эпизодически, а постоянно). Либо если он решил частично отойти от дел.

Примеры — «Агентство продающих текстов» Дмитрия Кота и Бюро Дмитрия Баканева.

Первый Дмитрий теперь сосредоточен больше на тренерской деятельности, второй создал команду из-за перегрузки заказами. У меня же на момент создания команды лишних заказов не было — да, мне самому хватало, но не более того.

Далее. До создания команды Кот проработал в одной специализации 6 лет, Баканев — около 3. Моему же бренду не было… и 4 месяцев.

 

— Я выбрал неудачное время и неправильную тактику

Начинать в канун Нового года — чистой воды авантюра J.

К тому же, я был жутко нетерпелив.

Возможно, мне и удалось бы достичь цели:

— если бы бренд был более раскрученным и существовал дольше

— если бы я подключал людей по мере перегрузки заказами, а не сразу всех

— если бы я спокойно и последовательно раскручивал команду в течение хотя бы полугода-года

Впрочем, я нисколько не жалею — в продвижении моего нового бренда команда стала бы только обузой.

Кстати, я не сказал еще одну важную вещь.

 

Если вы хотите собрать команду…

…подумайте сперва, подходите ли вы на роль организатора.

Только на первый взгляд кажется, что это легко.

1. Организатор занимается работой с клиентами

В то время как авторы просто делают свое дело.

В моей второй команде все переговоры лежали на мне. И это сильно утомляло — нужно было пообщаться с заказчиком, передать задание исполнителю, принять задание у исполнителя и снова переговорить с клиентом.

 

2. Организатор отвечает за качество работы

То есть, выполняет редакторскую работу, приводя текст в нужный вид. Ведь результат должен быть не хуже, чем написанный вами собственноручно.

 

3. Овчинка может не стоить выделки

В первой команде я не брал процент, а потом и вовсе переложил организаторские задачи на коллегу.

Во второй я брал небольшой процент — доллар с тысячи знаков. И за 4-5 долларов приходилось тратить час-два на общение с обеими сторонами, вычитку и корректировку.

Брать больше я мог только в том случае, если бы автор писал плохо. Но тогда и времени пришлось бы больше потратить.

Конечно, кому-то легко удается привлекать недорогих, но классных авторов, вычитывать, общаться с заказчиком и получать больший процент. Но лично у меня это не пошло.

Кто знает — быть может, у вас получится? Или уже получилось? Расскажите, что думаете по этому поводу.

Ваш Трубадур

 

P.S. Коллега, а вы уже подписались на обновления Школы ПРАВИЛЬНЫХ копирайтеров?

 


Понравилась публикация? Поделитесь с друзьями!


The following two tabs change content below.
Сергей Трубадур
Копирайтер-маркетолог, руководитель Школы продающих текстов, основатель проекта