Как избавиться от «воды» в текстах

Добрый день, коллега.

 

Говорят, вода — источник жизни. Чего не скажешь о «воде» в текстах, которая, наоборот, делает их тяжелыми, вялыми и безжизненными.

Когда в цементный раствор льешь слишком много воды, он «расползается». Аналогично расползается и текст, в котором много пустых фраз и мыслей. Он уже не выполняет свои задачи — его даже не хочется читать.

 

О пустых мыслях мы сейчас говорить не будем — оставим их на совести авторов, желающих срубить больше денег.

(Хотя иногда и их можно понять — когда задачей стоит «написать текст на 3 тысячи знаков объемом таким-то с такими-то ключами» — сео-райтер может одну и ту же мысль гонять по кругу на протяжении всего текста. Благо заказчик ничего и не просит, кроме ключей).

Лучше поговорим о тех случаях, когда автор «льет воду» непреднамеренно. Частенько эта излишняя витеватость речи свойственна новичкам.

 

Два правила хорошего текста

Если мы с вами пишем для людей, наша задача — сделать так, чтобы человек:

— смог прочитать текст

— смог получить нужную информацию

— смог решить свою проблему

— а заказчик достиг собственной цели — завоевал лояльность читателя, продал товар или идею.

«Вода» в эту схему уж никак не вписывается. Читатель может просто застрять в этом жидком ТЕкСТЕ.

Поэтому я придерживаюсь двух правил хорошего текста — и рекомендую их вам:

 

1. Упрощать всё сложное, тяжелое

(Об этом мы уже говорили в прошлом посте, когда как следует прошлись по канцеляризмам).

 

2. Отсекать всё лишнее

Даже из хорошей статьи можно выкинуть несколько лишних слов без потери смысла. Что уж говорить о текстах «водолеев»? Иногда их удается сократить вдвое — и «постройневшая» статья выглядит куда симпатичнее.

 

Важное уточнение

Я не говорю о том, чтобы в погоне за чистотой речи отрывать от текста куски «мяса». Хотя мне и доводилось так поступать во время работы в газете.

(Объем обычно был строго ограничен, а строгий тренер по журналистике учил нас, что «любую новость можно сократить до заголовка»).

Не стоит вдаваться в крайности. Если какая-то мысль или факт должны быть в статье — используйте их. Если где-то уместен художественный прием (эпитет, сравнение, метафора, да и просто классная фраза) — ставьте. И ни в коем случае не убивайте «связки».

Речь идет о случаях:

 

— Когда используется слишком много художественных приемов сразу:

«Этот блистающий кроваво-красный закат, похожий на зарево жестокого и беспощадного пожара, освещал всю уставшую долину своим огнем».

Достаточно было сказать: «Кроваво-красный закат, как зарево пожара, освещал всю долину».

(Это скорее проблема молодых писателей, чем райтеров и тем более копирайтеров).

 

— Когда вместо логических связок используют черти что.

Здесь нужно объяснить, что я имею в виду под «связками». Это слова и словосочетания, которые направляют логику текста. Чаще стоят в начале предложения.

Особенно они нужны в рекламных текстах, но я ратую за более широкое их использование. Они очень помогают сделать текст цельным, монолитным, «проводят» читателя от первой мысли к выводу.

Связки — это обычно союзы, но иногда и вводные слова. Например, я использую:

И

Но

Потому что

Поэтому

А значит

Прежде всего

Затем

Например

 

Засоряет же речь употребление длинных и пустых фраз (особенно в большом числе):

И поэтому мы должны понимать что

И в дополнение ко всему названному ранее

С учетом всего вышесказанного

Исходя из понимания сути вопроса

 

(Кстати, всё это тоже попахивает канцеляритом).

Эти фразы лучше формулировать проще:

И поэтому мы должны понимать что 

Или попросту выкидывать — от остальных трех фраз можно избавиться без зазрения совести.

Используйте такие вводные слова и обороты не слишком часто. И не подряд.

 

Превращение автора

Почти два года назад я общался на Сёрче с коллегой-новичком. Начинал он с витиеватийшей речи с кучей ненужных фраз и сложных оборотов:

 

 

Ребенок чувствует себя беззащитным существом, всем своим нутром ощущающим некое давление на него окружающего мира. Все это рождает в нем ответную реакцию: желание укрыться в «домике», а повзрослев — в собственной комнате. 

Но что по-настоящему поможет ему это сделать и в дополнение ко всему еще и украсит интерьер детской комнаты?

С учетом всего вышесказанного, можно с уверенностью заявить, что именно дверь является безусловным гарантом защищенности и уединенности малыша.

Разумеется, при этом нужно исходить из потребности маленького растущего гения в покое и гармонии для его правильного и целостного развития.

 

Давайте посмотрим, что из этого кусочка можно выкинуть (выделил красным) и упростить (выделил фиолетовым):

 

Ребенок чувствует себя беззащитным существом, всем своим нутром ощущающим некое давление на него окружающего мира. Все это рождает в нем ответную реакцию: желание укрыться в «домике», а, повзрослев — в собственной комнате. 

 

Но что по-настоящему поможет ему это сделать и в дополнение ко всему еще и украсит интерьер детской комнаты?

С учетом всего вышесказанного, можно с уверенностью заявить, что именно дверь является безусловным гарантом защищенности и уединенности малыша.

Разумеется, при этом нужно исходить из потребности маленького растущего гения в покое и гармонии для его правильного и целостного развития.

 

Видите, как много в тексте лишнего и сложного? Об этом я и сказал тогда коллеге.

Роман оказался способным учеником, хорошо понимающим критику. Буквально за два текста он избавился и «от воды», и от сложного построения речи.

А как быстро вы готовы вычистить свою речь до блеска?

 

Ваш тренер Трубадур

 

The following two tabs change content below.
Сергей Трубадур
Копирайтер-маркетолог, руководитель Школы продающих текстов, основатель проекта