Когда фрирайтеру лучше заняться брендингом

Добрый день, коллега.

На эту тему много говорят. И у вас может сложиться мнение, что брендингом вообще лучше не заниматься. До поры до времени. Пока не прилетят соловьи.

Так стоит ли? Прежде всего, вам нужно понять:

 

Если вы не занимаетесь своим образом, ваш образ займется вами

Прямо как говорят о политике (хотя и врут).

Что есть брендинг? Не что иное, как создание и поддержание нужного вам образа в головах потребителей.

(Причем в качестве потребителей выступают не только заказчики, но и коллеги, и просто наблюдатели.)

И если вы не совершаете сознательных усилий для создания нужного образа, потребитель сам составит мнение о вас.

Впрочем, об этом я уже говорил.

Но вывод остается тот же: образом лучше заняться пораньше.

 

Во-вторых,

 

Личный брендинг — это не только отличительная идея

Отличительная идея — это, можно сказать, ваше послание рынку, сформулированное в виде четкого текста.

Но личный брендинг включает, помимо отличительной идеи, еще как минимум две дисциплины:

1. Нейминг — выбор псевдонима и/или ника для работы.

2. Дизайн личного бренда — выбор эффектной аватары.

И вы можете с самого начала правильно использовать эти элементы брендинга.

Собственно, большого секрета здесь нет. Если очень кратко:

— если имя уникальное и звучное, лучше использовать его, иначе выберите звучный псевдоним

— если вы хотя бы «средней фотогигиеничности», для аватары используйте собственную фотографию

Далее,

 

Отличительная идея — это не обязательно нишевание

Да, нишевание (выбор специализации) — самый быстрый и очевидный вариант отличиться. Но не единственный.

Это — всего лишь один из видов «истинного» уникального торгового предложения (УТП). Но есть еще и другие виды — например, по заслугам или наградам.

И, главное, есть еще «ложное» УТП, которое найдется практически для любого автора! И для которого не нужно нарабатывать специализацию.

Собственно, я использую и специализацию, и УТП «Инженер убеждения» (то ли «истинное», то ли «ложное»). «Ложное» — не потому, что это неправда. Просто такого утверждения никто до меня на рынке не делал.

(Но я еще доработал этот образ, привязав идею к некоторым реальным отличиям. Так что выходит что-то среднее.)

 

Идем дальше по заблуждениям:

 

Автор-бренд сидит без работы, потому что сам себя связал

Это возможно. В трех случаях:

— вы выбрали слишком узкую нишу

— вы вышли на рынок сразу со специализацией, и еще не раскрутились

— вы очень строго следуете своей модели

Соответственно, если вы выбрали не нишевание, а другой метод отличиться, то отсечения заказчиков по специализации не будет. То есть, ничто не мешает вам раньше заняться брендингом.

А выбирать слишком узкую нишу всегда рискованно. Она просто должна быть достаточно узка, чтобы вы были крупной рыбой в этом водоеме. Но ей следует быть и достаточно широкой, чтобы в ней «водились» заказчики :).

Но даже если вы жестко нишуетесь, всё не так плачевно:

 

1. Если ваша ставка на нишу оправдается (а вы будете ей соответствовать),после достижения нужной известности у вас перебоев с заказчиками не будет.

Думающие заказчики скорее будут идти к фрирайтеру-эксперту по нужной теме. И платить большие деньги, чем неэкспертам.

 

2. Вам необязательно (хотя и желательно) строго следовать специализации.

Да, для силы бренда будет правильно, если вы не будете размениваться на другие темы или задачи.

Но вы всё-таки можете это делать без особого вреда.

 

Смотрите, в чем суть: строгое следование модели нужно, чтобы в головах заказчиков закрепился нужный образ. И чтобы не сработала «ловушка линейного расширения бренда» — когда компания XEROX начинает выпускать шерстяные носки.

Но, во-первых, это правило касается больших, массовых брендов, прежде всего.

В мире же фриланса — брендики. Причем — немассового спроса. Ваши заказчики, как бы их много ни было, всё-таки штучные, и услуги, даже постоянные, не отнесешь к массовому потреблению. 3

Поэтому от того, что вы возьмете заказ не по вашей нише, ничего смертельного не случится. Конечно, если вы с ним справитесь :).

Поэтому вы всё-таки можете браться за другие темы, просто не афишировать это и не указывать в УТП.

Если вы непублично возьмете другой заказ (например, от старого заказчика), вряд ли это нанесет какой-то ущерб общему бренду.

Но, конечно, это лучше делать по теме, в которой вы тоже разбираетесь, просто не позиционируетесь на ней. А еще лучше — по смежной к вашей теме. Или по типу услуг.

Например, я убрал из своего прайса коммерческие предложения. Но для верных и понимающих заказчиков могу и написать. И никакого вреда для бренда в этом нет.

 

В общем, вы увидели, что в личном брендинге много тонкостей. Их знание радикально меняет взгляд на личный брендинг.

Но вы можете не бояться сложностей. Потому что на тренинге я буду вести вас. И вы можете еще заскочить на одно из последних мест в этом поезде: http://profreelance.ru/utp/.

А закончу я одним из ключевых принципов брендинга:

Ваше позиционирование должно вам нравиться.

Тогда оно наверняка будет вам по плечу!

 

Ваш тренер Трубадур

The following two tabs change content below.
Сергей Трубадур
Копирайтер-маркетолог, руководитель Школы продающих текстов, основатель проекта