Две стороны обучения для копирайтера

 

Добрый день, коллега.

Мы с вами уже говорили о том, что без обучения вряд ли станешь фрирайтером. Скорее дырку от бублика получишь.

Тем не менее обучение обучению рознь. Сегодня мы поговорим о его обратной стороне — и как ее обойти.

А начнем с утверждения→

 

«Это всё лохотрон!»

В моей любимой «Пишущей братии» частенько создаются темы типа «Куда пойти учиться» и «стоит ли учиться там-то».

Я уже давно в них не отписываюсь — устал повторять одно и то же. Но просто фигею с мнений других коллег. Что ни тема — то мнения всё жестче.

 

Тема 1. «А вы бы заплатили за курс продвинутого копирайтинга 2000 рублей?». С опросом. Причем что за курс — не уточняется. И все варианты — это «нет», «да ты что», «я и так крут».

И — море ответов в поддержку мнения, что не стоит столько платить за обучение.

(А позже выяснилось, что курс не копирайтинга вовсе, а построения отношений с заказчиками).

 

Тема 2. «А вы бы заплатили 160 тысяч в год за обучение копирайтингу?» И ссылка.

Один из вариантов ответа — «нет, это лохотрон» — собрал большую часть голосов.

Хотя как «лохотрон» расценили лучшую школу «большой» рекламы на просторах СНГ (если не единственной). Где рекламу рассматривают со всех сторон под микроскопом, а преподают именитые рекламщики…

 

Тема 3. «Какой курс по копирайтингу посоветуете?»

И все коллеги (многие с именем) дружно рекомендуют не изучать курсы вообще. Мол, читай Огилви с Хопкинсом — и будет тебе счастье.

 

Что получается? Коллеги в большинстве своем считают, что и курсы, и академическое образование в копирайтинге не нужны. Только книжки, только классиков — а если приглядеться, то большинство и этого не читало.

(Отсюда понятно, почему знания о копирайтинге часто ограничиваются несколькими где-то подслушанными шаблонами).

 

По моему мнению, обучаться стоит. В любом случае.

И не нужно прекращать этот процесс, просто делать перерывы (для закрепления информации на практике) и повышать уровень обучающих материалов.

А вот форму обучения вы выбираете сами.

Классики— вполне могут пригодиться. Как минимум, чтобы узнать фундаментальные вещи. Но, скажем, о построении продающего текста вы от них узнаете мало.

Академическое обучение «большой» рекламе — для тех, кто собирается работать в рекламных агентствах. Да, мне не нравится упор на креативность, а не продажность (общая тенденция современной рекламы). Но с этим багажом вы сможете прорваться в серьезные РА,

Обучающие курсы — это обычно прикладной вариант, решающий конкретную задачу.

 

Например, вам нужно написать текст рекламного пресс-релиза. Будете искать рекомендации у Огилви? Фиг найдете. Это конкретная задача на стыке рекламной и новостной технике.

Пойдете методом тыка, на основании крупиц, которые узнаете в интернете? Аналогично. Просто копируя чужие КП? Получится обезьянничанье.

Если я заинтересуюсь этой темой и решу на ней плотно зарабатывать, я не пожалею 2000 рублей на курс Дмитрия Кота. Даром что он ориентирован больше на обучение заказчиков. Потому что ничего другого в этой теме и нет — и я не знаю большего специалиста по рекламным пресс-релизам.

Но в чем-то коллеги и правы. Не каждому курсу можно доверять. Не каждому тренеру. И даже выбирая эту форму обучения, стоит остерегаться подводных камней.

Поговорим об одном из них.

 

Система или набор фишек?

По моим наблюдениям, все обучающие материалы (не только курсы) делятся на два типа:

1. те, которые дают набор фишек

2. те, которые раскрывают систему

Системных материалов довольно мало. Не считая, конечно, совсем уж фундаментальных вещей.

В качестве примера можно привести книгу Траута «Позиционирование. Битва за умы». Где дается новая маркетинговая система и множество примеров ее использование.

Как это использовать на деле — можно додумать.

(Частично системными можно назвать «Успехологию» и «Операцию»)

Но большинство материалов строятся по принципу: вот, на тебе набор фишек, они работали у меня — сработают и у тебя.

Как набор фишек я расцениваю книги Огилви. В каждой главе даются определенные рекомендации по определенному разделу рекламного дела.

Такие курсы хороши тем, что позволяют пройти часть пути к успеху и профессиональным знаниям «в тапках» тренера, как сказала когда-то Таня Осипова. Просто бери — и делай.

Но у этого есть обратная сторона —

 

Школа попугаев?

Часто бывает так, что ученик хватается за эти фишки и инструкции — и тупо им следует. Никакой импровизации. Ничего своего. Так сказал учитель — он же лучше знает.

Чем это чревато?

Приведу пример из области инфобизнеса.

Может быть, вы слышали это имя — Азамат Ушанов. Молодой мега-гуру инфобизнеса, который в 24 (кажется) года зарабатывает по миллиону рублей за релиз.

Азамат — признанный учитель инфобизнеса. То есть, учит тому, как делать инфопродукты как учить тому как делать инфопродукты.

Учит неплохо. Харизматичен. Хорошо поставленный голос. Передовые фишки западного инфбизнеса. Личный успешный опыт.

Его продукты — готовые инструкции. Бери и делай. У меня получилось, у Васи получилось — и у тебя получится.

Как поступают ученики? Берут и делают.

И вот уже видишь в половине мини-рассылок вижу его формулу подачи материала:

— нагловатый заголовок («Сергей, это ж…а!»)

— простой стиль общения (часто на «ты»)

— факты из жизни («я купил мотоцикл!»)

— бесплатные уроки в каждом письме

— а в первом — предложение купить со ссылкой

У кого-то это смотрится нормально. У другого — откровенно криво. Но факт: целая толпа его учеников повторяет всё точь-в-точь. Даже не пробуя делать иначе.

Так вот же. Сегодня я узнал, что Азамат готовит революционный релиз — как делать продающие тексты целиком в видеоформате

Предчувствую, что через месяц-другой половина «простыней», которые большинство терпеть не может, сменится видеопродажниками. Интересными и не очень.

(И предчувствую, что большая часть учеников опять сделает всё криво:)).

К чему это я говорю?

Да к тому, что свою голову надо иметь.

Если вы новичок, то, быть может, на первых словах стоит и просто пользоваться теми техниками, которым вас научат.

Но с опытом вы должны фильтровать информацию. Выбирать только те фишки, которые вам интересны. Пробовать с ними импровизировать. Есть как рыбу, а не как котлету, по меткому сравнению Ольги Коротаевой.

А еще лучше — когда вы создадите свою собственную систему. И станете насаживать на нее новые знания, как игрушки на новогоднюю ёлку.

Со временем потребность в том, чтобы вас вели, отпадет. Вы будете уже  сами уверенно идти. А курсы (при желании) покупать специализированные.

Удачи вам!

Ваш Трубадур

The following two tabs change content below.
Сергей Трубадур
Копирайтер-маркетолог, руководитель Школы продающих текстов, основатель проекта